Драгоценные ростки

Проблемы на рынке сжиженного газа напомнили, как много значит этот сегмент для украинской экономики

14-15 сентября 2017 г. в Киеве прошла международная топливная конференция Ukrainian Petroleum Market-2017 и VIII Ukraine LPG форум, которые затронули многие проблемы сегодняшней украинской топливной отрасли.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Именно сегмент сжиженного углеводородного газа (СУГ) привлек рекордное число участников, чему способствовал как кризис на рынке СУГ в конце августа - начале сентября 2017 г., так и внимание к теме топливного бизнеса участников ассоциации ULPGA, правительства и депутатов. Беспрецедентное внимание, которое в этом году было уделено ситуации на рынке СУГ, помогло высветить и новые горизонты развития, и наиболее уязвимые места этого динамично развивающего рынка.

В энергетическом "меню" сегодняшней Украины СУГ весьма востребован автомобилистами. И если транспортные и налоговые нагрузки, а также попытки недобросовестной конкуренции дизелистов и "бензинщиков" не погубят это молодое направление экологически чистой энергетики, то весьма перспективные горизонты открываются для развития СУГ и в таких сферах, как альтернативное газоснабжение, кейтеринг и агробизнес.

Впрочем, и наиболее динамичный автомобильный сегмент использования СУГ в Украине далеко не исчерпал резервы роста, даже на фоне ЕС, где использование автогаза очень интенсивно развивалось в 2010-2016 гг., когда количество автомобилей на автогазе выросло на 29%, до 7.883 млн, а количество АГЗС на 14%, до 31.6 тыс.

Альтернативное газоснабжение с учетом развития новых индустриальных производств имеет все шансы дать бизнесу те гарантии надежности, которые все чаще затрудняется предоставить традиционный трубопроводный метановый сегмент.

Кейтеринг — поставки СУГ для всевозможных выездных форматов праздников и фестивалей, где готовят еду, — по мере стабилизации в экономике и социальной сфере , также имеет хорошие горизонты, равно как и весьма мобильный и динамично растущий агросектор — сегмент, который даже более устойчив к кризису, чем остальные! Если по данным представителя Европейской Ассоциации LPG Сесиль Нурига в ЕС агросектор занимает около 3% от общего объема потребления СУГ — 22.6 млн т в 2016 г., то в Украине этот процент не намного выше, что при огромном аграрном потенциале Украины позволяет говорить о высоком уровне возможности роста использования аграриями экологически чистого топлива.

И нефтеперерабатывающая, и газовая отрасли Украины имеют все шансы нарастить производство СУГ, однако, очевидно, что в предстоящее десятилетие практически не реально добиться самодостаточности в поставках СУГ, как это было на рубеже тысячелетий и в прошлом десятилетии, когда СУГ практически не был в Украине автогазом и обеспечивал относительно немногочисленный на ту пору рынок коммунальных баллонов.

В связи с этим, а также на фоне беспрецедентного кризиса, который украинский рынок СУГ пережил в конце августа – начале сентября этого года, в Украине стремятся найти пути диверсификации импортных поставок СУГ, поскольку предельная монополизация импорта из России стала одной из ключевых причин ценового кризиса, — сошлись во мнении участники форума.

Надежды импортной диверсификации и реалии морских поставок LPG в Украину

Как подчеркнул аналитик британской трейдерской компании SSTCO Trading FZE Самех Шафи, компании с прочными корнями в Дубае, среди ключевых причин, по которым украинским операторам всегда трудно купить конкурентный на украинском рынке газ в Средиземноморском регионе, является тот факт, что и этот рынок чрезвычайно конкурентный. На средиземноморский рынок СУГ поставляют многие страны — Алжир, Иран, Казахстан, США. Однако и покупателей здесь, как говорится, более чем достаточно — вся южная Европа и Балканы, а также огромный рынок Турции.

Конечно, подчеркнул С. Шафи, и на этом рынке можно покупать СУГ по привлекательной цене, однако поставщики идут на очень существенные скидки в случае, когда речь идет о постоянных, или ТЕРМ-покупателях, которые "зарабатывают скидки своей преданностью и надежностью оплаты, и всеми остальными компонентами цивилизованного бизнеса".

К сожалению (или к счастью, если смотреть со стороны потребителей газа. — Ред. автора), — как отметил С. Шафи, — украинский рынок реально является привлекательным с точки зрения средиземноморских поставщиков лишь в период короткого летнего окна в июле-середине сентября, после чего нет практически никакой актуальности в поиске средиземноморских партий. Поскольку все остальное время рынок вполне удовлетворяется поставками отечественных переработчиков нефти и газа, а также импортом из России и Беларуси.

"Реалии таковы, что вам очень комфортно с Россией (имеется в виду и Беларусь), чтобы искать где-то альтернативные поставки и оптимизировать их, — чистосердечно отметил британский трейдер, — вы с ними как бы созданы друг для друга, и их цены большую часть года слишком комфортны для вас, чтобы вообще интересоваться альтернативами, тем более на весьма конкурентном средиземноморском рынке".

Говоря о возможностях поставок из Ирана, С. Шафи отметил, что хотя в стране динамично растет переработка попутного нефтяного газа и газопереработка, увеличивая тем самым объемы поставок СУГ на международные рынки, все они привязаны к саудовским котировкам, что делает их непроходными по цене не только в Черноморский регион, но часто даже в Средиземноморье, и все продажи иранских объемов уходят в направлении к Востоку от Суэца, тем самым делая все разговоры об участии иранских поставок на украинский рынок неактуальными. Стоит ли удивляться, что этот восточный вектор в июле-августе этого года уже привел, по данным аналитика Thomson Reuters Дамира Хальметова к повышению, до рекордного объема 4 млн т ежемесячные поставки СУГ с Ближнего Востока в Азию.

Однако С. Шафи отметил, что на сегодняшнем средиземноморском рынке очень успешно работают такие мощные и очень диверсифицированные трейдеры с отличными финансовыми возможностями, как Vitol, Glencore и ряд других. Практически все они имеют где-либо в Средиземноморье — на Кипре и в др. местах — первоклассные плавучие хранилища газа, которые в разгар летних спотовых продаж продают большие объемы спотовым потребителям по принципу ship-to-ship (с судна-на судно), зарабатывая очень хорошую маржу на тех, кто не захотел в свою пору заключать ТЕРМ-контракты.

Пример этих трейдеров говорит, что несмотря на очень сильную привязку к российским и беларусским поставкам, потенциальные возможности для создания "диверсификационного хаба" в Черном море существует, и в свою пору, по сути, такую функцию выполнял Крым в составе Украины с его четырьмя терминалами и удобной географией. С. Шафи отметил, что тем трейдерам, которые захотят создать хранилище в Черном море для создания стабилизирующих объемов в пиковые периоды, нужно будет ориентироваться не только на украинский, но и на молдавский, болгарский и румынский рынки, иметь первоклассное финансирование и хорошую логистику, а также механизмы ТЕРМ-поставок, которые позволяют оптимизировать цену, особенно в актуальный момент в разгар летней торговли! Станет ли такой компанией кто-либо из международных гигантов или украинских операторов, пока трудно сказать.

В ходе форума отмечалось, что одним из факторов, которые препятствуют диверсификации рынка поставок СУГ в Украину является нехватка как современных морских (и речных) терминалов, так и дороговизна железнодорожных перевозок, а также нехватка хранилищ. В ходе форума компания LPGProgress презентовала свой проект строительства новой ГНС в с. Переясловское Киевской обл. (70 км от Киева), которая с 2018 г. будет дополнительно создавать возможности для амортизации цен в столичном регионе, наряду с введенной в эксплуатацию в 2016 г. ГНС компании "Надежда" в г. Бородянка под Киевом.

Всплеск цен в августе-сентябре 2017 г. резко пробудил интерес к украинскому рынку казахских поставщиков СУГ, которые в 2015-2016 гг. утратили интерес к украинскому рынку, наращивая поставки на более удобные по логистике и прибыльные афганский, таджикский и китайский рынки. Коммерческий директор компании Spectr Trading (ST) Зангар Кулакеев поблагодарил ценовую ситуацию и организаторов за возможность вновь вернуться на украинский рынок. Компания является оператором поставок казахской доли СУГ с Оренбургского ГПЗ в России. "Мы всегда открыты для предложений, система у нас предельно прозрачная, заявки делаются на сайте и побеждает предложение, дающее наилучшую маржу". В этом году компания ST неоднократно поставляла СУГ на украинский рынок, и игнорировать такие возможности было бы крайне неосмотрительно, если рынок стремится впредь избегать таких ситуаций, какая была в конце августа, когда автомобилисты покупали автогаз по 18 грн/л или вообще переходили на бензин.

Не стоит думать, что рынок всегда может легко оправиться от подобных потрясений. Как показал опыт дискуссии на LPG-форуме компании UPECO, хрупкие ростки украинского рынка СУГ нуждаются в дружной и своевременной защите, а это требует огромного опыта международной торговли и крепких торговых связей на всех направлениях.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt