Октановый ренессанс

Потребление бензинов и автогаза в мире продолжает динамично расти

Потребление экологически чистых, современных высокооктановых топлив вновь становится важным международным трендом. Этот тренд открывает для Украины возможность снизить ее импортную зависимость, увеличив производство бензинов и СУГ на своих предприятиях. Однако отсутствие слаженной и продуманной государственной политики в этой сфере приводит к нестабильности и хаотичности развития топливного рынка.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Топливный мейнстрим

Популярные (и все более политкорректные) публикации об электрокарах все чаще заполняют страницы не только энергетических изданий, но и массовых газет и журналов. У многих читателей, возможно, складывается впечатление, что не сегодня-завтра электромобили "победят" автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Мы уже писали о том, что до середины следующего десятилетия электромобилям будет практически нереально конкурировать с традиционными авто на ДВС по цене. И даже самые скептические прогнозы ведущих аналитических и консалтинговых компаний показывают, что спрос на бензин будет продолжать расти, как минимум, до середины 2030-х, а скорее всего — до начала 2040-х. По данным, которые использует для своих технологических прогнозов развития один из ведущих производителей технологий для производства современных топлив американская компания KBR, спрос на высокооктановые бензины будет расти не менее чем на 1% в год до 2040 г.

Мировое потребление бензинов стремительно росло последние 5 лет, увеличившись в 2012-2016 гг. на 70 млн т. Это привлекло немалые инвестиции в увеличение производства высокооктановых бензинов. Хороший пример этой динамики — Россия, крупнейший производитель бензинов в Евразийском регионе, которая при этом практически не экспортирует бензины за пределы Таможенного союза в силу роста их потребления внутри страны, а также в Казахстане и Кыргызстане, и даже нередко ввозит их для собственных нужд из соседней Беларуси. На НПЗ РФ производство высокооктановых экологически чистых бензинов класса 4 и 5 за период 2012-2016 гг. увеличилось с 22.7 млн т до 37.2 млн т.

Довольно долго, включая 2016 г., росло потребление бензинов и в Украине, однако до начала 2017 г. страна динамично теряла возможности производства высокооктановых топлив. Между тем, мировой опыт показывает, что сохранение баланса роста спроса и собственного предложения бензинов на внутренний рынок — очень важный элемент стабильности экономического развития. Запуск производства бензинов класса Евро-5 на украинских производствах в Кременчуге и Шебелинке, по сути, вернул Украину в мировой топливный мейнстрим.

По данным Argus Media и по прогнозам американской EIA, спрос на бензин в США в 2017-2018 гг. увеличится в целом на 0.7%, несмотря на все успехи в повышении энергоэффективности и в продажах электромобилей и автомобилей с гибридной тягой. Напомним, что это очень весомые объемы — в 2016 г. автомобили в США "сожгли" 3.41 млрд бар бензина (или около 403.6 млн т), и прирост в 0.7% — это более 2.8 млн т. Десятки американских НПЗ в целом ряде регионов страны переходят на выпуск более экологичных бензинов.

По прогнозам BP, глобальный рост потребления нефти (а точнее, углеводородных топлив, производимых из нее) в период до 2035 г. будет движим целым рядом видов транспорта, и в первую очередь — легковыми автомобилями (4 млн бар в сутки ежегодного прироста) и грузовиками (3 млн бар в сутки). В обоих случаях сегодня ситуация такова, что в США, Северной Америке в целом, и даже все более в ЕС этот прирост будет все больше приходиться на бензин, а не на дизель, которому США, а вслед за ними и Северная Америка, и ЕС "вынесли черную метку", как самому экологически вредному топливу.

Украинские противофазы

В августе-сентябре 2017 г. украинский рынок автогаза (пропана автомобильного) пережил острый кризис поставок, когда многие автомобилисты не могли купить это высокооктановое топливо (СУГ) по приемлемой цене в силу целого ряда факторов, но, прежде всего, чрезмерной монополизированности импорта LPG из РФ.

В активной фазе этого кризиса внезапно раздались предложения ряда операторов рынка, по сути, "придушить" развитие рынка СУГ в Украине повышением акцизов, с тем чтобы возродить потребление бензинов, которые хоть и дороже автогаза, но которые в избытке готовы поставлять как производители в соседних Беларуси и Литве, так и в Греции, Венгрии, Израиле, Италии, Польше, Румынии и Словакии.

У операторов рынка СУГ эти предложения вызвали естественный шок, ведь популярность автогаза, хотя и росла в силу экономических причин, но также давала весомый экологический бонус для Украины, причем не только в глазах партнеров из ЕС, но и в более чистом воздухе вдоль украинских автострад. На это у "бензинщиков" был весьма весомый козырь: современные бензины на современных бензиновых двигателях приближаются по эффективности к дизельным и по экологичности (т.е. снижению выбросов СО2) — к автогазовым.

Можно долго спорить с "бензинщиками" о том, что украинцы не всегда имеют средства без очень льготного кредита приобрести даже газомоторную установку на свои авто, не говоря уже о покупке суперсовременных бензиновых и/или гибридных авто. Напомним лишь, что украинское правительство весьма решительно и довольно толково вмешалось в ситуацию на рынке СУГ в конце августа-начале сентября и погасило кризис, нормализовав цены и успокоив автомобилистов и общество в целом.

Однако подобные эффективные "пожарные штурмы" — это лишнее доказательство того, что есть хорошие возможности создать более продуманную долговременную государственную стратегию развития топливного рынка, чтобы вновь "не объявлять мобилизации" на очередной "пожар".

Следует подчеркнуть, что в целом в ЕС избыточные мощности по производству бензинов, обусловленные все той же многолетней стратегией (сегодня признанной глубоко ошибочной) по "дизелизации" транспорта в ЕС, составляли очень ощутимые 19% от объемов производства. Это из года в год приводило к крупным "арбитражным" поставкам" европейских бензинов в США, а также и в другие "заморские" "бензиновые" регионы, не говоря уже об отгрузках Украине, которая "всегда под боком".

В 2016-2017 гг. ситуация начала решительно меняться. И хотя мэры некоторых европейских столиц грозятся запретить бензиновые автомобили в ближайшее десятилетие, пока что спрос на бензин в странах ЕС растет. При этом все большее количество европейских автомобилистов отказывается от дизельных автомобилей. По данным компании Platt’s, в первой половине 2017 г. в большинстве стран ЕС (единственное исключение — Дания, где рост на 0.2%) произошло резкое снижение продаж дизельных авто (например, Германия — на 6%, Норвегия — на 7%, Греция — на 9%, Люксембург — на 11%).

Многие производители пока еще не снятых с производства дизельных автомобилей и, тем более, владельцы сильно подешевевших подержанных дизельных авто обратили свои взоры с надеждой на страны СНГ, где для многих граждан автомобиль по-прежнему не всегда является средством передвижения, а больше роскошью, независимо от топлива. Прорехи в законодательстве уже позволили наводнить Украину подержанными автомобилями из стран ЕС, часто именно с дизельными двигателями, создав тем самым LT-ный бум, а потом и одноименный кризис по идентификатору Литвы — одного из самых крупных каналов поставок подержанных авто на рынки СНГ.

На фоне этих кризисных трендов, и при том что в ЕС активно отказываются от дизельного транспорта и оживились продажи бензиновых авто часто с уже установленной пропановой системой, 2017 г. стал годом падения потребления бензинов и ростом спроса на дизель в Украине.

По данным консалтинговой компании UPECO, за 6 мес. 2017 г. потребление бензинов на украинском рынке упало на 11.4% — с 1.06 млн т до 939 тыс т. Характерно, что причиной падения потребления стала именно цена, т.к. основное падение пришлось на импорт, который упал на 16.8% - с 656 тыс т в I полугодии 2016 г. до 570 тыс т в I полугодии 2017 г. Если в 2016 г. сокращение в первую очередь задело литовских поставщиков, то в 2017 г. это ощутили уже и гегемоны украинского бензинового импорта — беларусские НПЗ.

При этом основной украинский производитель бензинов – Кременчугский НПЗ компании ПАО "Укртатнафта" смог нарастить производство на 3.3% - до 310 тыс т, полностью перейдя на производство Евро-5 и нарастив закупки импортной нефти. Правда, второй украинский производитель — Шебелинский ГПЗ компании ПАО "Укргаздобыча" снизил в I полугодии 2017 г. выпуск бензинов на четверть - до 63.8 тыс т — в силу технологических и коммерческих причин. Несмотря на это, в результате указанных выше структурных изменений на украинском рынке, доля украинских бензинов на отечественном рынке увеличилась практически вдвое — до 40%.

Дороговизна импортных бензинов в сочетании с агрессивной ценовой политикой импортеров, как уже неоднократно писал "ЭнергоБизнес", и привела к стремительному росту потребления "самого дешевого октана" — СУГ, потребление которого, как ожидается, в этом году превысит 1.6 млн т. Возможности для увеличения производства качественных высокооктановых бензинов, а также и СУГ в Украине далеко не исчерпаны, и украинские переработчики в настоящий момент активно проводят программы модернизации своих предприятий. Есть все предпосылки для того, чтобы в 2018 г. еще больше снизить зависимость от импорта бензинов, а также и ДТ. Увеличение производства высокооктановых экологически чистых моторных топлив в Украине даст не только более комфортные экономические условия для украинских автомобилистов, но также сохранит рабочие места, и что не менее важно, создаст прибавочную стоимость на предприятиях в Украине на миллиарды долларов.

Предыдущая новость

Долгожданные резервы
Следующая новость

Три года реформы
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt