Три года реформы

Кто выиграл и кто проиграл от функционирования рынка наполовину?
Три года назад Верховная Рада Украины проголосовала за Закон "О рынке природного газа" и, таким образом, дала старт кардинальной реформе энергетической отрасли. С одной стороны, у нас проходит наиболее успешная реформа предыдущих лет. О ней с удовольствием отчитываются правительство, европейские чиновники. С другой, она завершена лишь наполовину — не все потребители пока испытывают ее результаты на себе. Почему через три года после начала реформы мы говорим о функционировании рынка наполовину?
Андрей МИЗОВЕЦ, президент ассоциации "Газовый трейдеры Украины"
Для промышленных потребителей сегодня работает полноценный рынок: лицензии на поставку газа получили 328 компаний. Регулятор создал прозрачные и приемлемые условия для получения лицензий. Кроме того, реестр лицензиатов может пересмотреть каждый потребитель и свободно выбрать себе компанию с наиболее привлекательными условиями поставки. В течение 2017 г. более 30 компаний ежемесячно импортируют газ из ЕС, что на 10 компаний больше, чем в 2016 г. И речь идет о поставках от 1 до 1.4 млрд куб м в месяц в зависимости от сезона. В июне-июле 2017 г. на газовый рынок Украины вышло несколько международных газовых трейдеров: AOT Energy, ENGIE, Trafigura, MET Holding, DufEnergy. Это означает, что крупные международные игроки видят перспективу не только в импорте природного газа в Украину, но и в полноценном присутствии в качестве игроков ее внутреннего рынка.
Еще одним ресурсом природного газа является внутренняя добыча. Более 20 компаний добывают природный газ на территории Украины и предлагают этот ресурс на свободном рынке. За 8 мес. 2017 г. в Украине они добыли 13.8 млрд куб м. На сегодняшний день промышленный потребитель имеет большой выбор поставщиков, несколько источников ресурса, конкурентные рыночные цены, различные условия оплаты.
Еще одно положительное изменение: промышленные потребители в 2017 г. продемонстрировали тенденции к увеличению контрактов, когда природный газ закупали летом по самой низкой цене и хранили в ПХГ для использования в осенне-зимний период, то есть в период пикового потребления. Таким образом потребители могут экономить средства , заблаговременно планируя закупки природного газа, а государство задействовать в работе рынка существующие в избыточном объеме подземные хранилища. Еще одним положительным изменением и предпосылкой для создания хаба можно назвать организацию торговли природным газом на бирже, которая дает индикативные цены на определенный период.
Проводимая реформа значительно приблизила Украину к либерализированному рынку. Однако еще остается много вопросов, требующих решения. До конца года необходимо принять изменения в нормативно-правовые акты, что позволит далее внедрить суточную балансировку на рынке природного газа. Это обусловлено нормами ЗУ "О рынке природного газа", принятом еще в 2015 г., но реальная работа в этом направлении началась только в середине 2017 г. В конце сентября проект по внедрению суточной балансировки был обнародован на сайте НКРЭКУ. Переход к общеевропейским нормам балансировки приведет к повышению ликвидности газового рынка, уменьшит риски и снизит финансовую нагрузку на поставщиков. ПАО "Укртрансгаз" в сентябре т.г. в рамках тестового режима позволило импортерам испытать работу электронного кабинета поставщика. Это один из элементов, который даст в перспективе возможность трейдерам работать в режиме суточной балансировки. Планируется, что до конца года электронная платформа заработает в тестовом режиме не только для импортеров, но и для всех поставщиков, и таким образом появится полноценный рыночный инструмент. После внедрения суточной балансировки необходимо доработать механизм расчета финансового обеспечения и систему его предоставления.
Еще один актуальный вопрос для поставщиков природного газа - это тарифы на вход / выход из ГТС. На сегодняшний день тарифы чрезвычайно высокие и неконкурентные по сравнению с европейскими: украинские тарифы превышают уровень аналогичных тарифов в соседних странах ЕС в 2-4 раза. Например, в Австрии тариф составляет $0.7 за 1 тыс куб м, в Словакии — $3.4, в Венгрии и Италии — $6.1, в соседней Польше — $7.3 по сравнению с тарифной ставкой в Украине в размере $12.47. Это напрямую влияет на расходы поставщиков природного газа, особенно импортеров, опосредованно влияет на цену на природный газ для потребителей. Такая ситуация приводит к ряду негативных последствий, в частности:
1. Снижается привлекательность украинского газового рынка для импортеров природного газа, вследствие чего уменьшается объем доступного ресурса и увеличиваются цены для конечных потребителей, промышленности и населения.
2. Увеличение расходов потребителей при покупке энергоресурсов негативно влияет на конкурентоспособность украинских товаров, уменьшается потенциал для расширения производства в ряде отраслей экономики Украины. В себестоимости целого ряда отраслей отечественной экономики цена газа (и, соответственно, транспортировки его) составляет значительную долю. Например, при производстве азотных удобрений — около 80%, кирпича — около 60%, сахара — около 25%, стекла — около 20%. Искусственное увеличение расходов на поставку природного газа для предприятий Украины в условиях фактического отсутствия доступа к финансовым рынкам приводит к ухудшению финансового положения промышленников, вымыванию оборотных средств и, как следствие, сокращению объемов производства, инвестиций и занятости в базовых и смежных отраслях экономики Украины.
3. Корректировка цены газа для населения осуществляется на основе импортного паритета: динамика котировок европейского газового хаба NCG с учетом затрат на транспортировку ресурса конечного потребителя в Украине. Таким образом, уровень тарифа точки входа имеет прямое влияние на цену природного газа для населения. Цены на рынке Украины формируются по импортному паритету, таким образом "накрутка" для потребителей Украины составляет в среднем 270 грн за 1 тыс куб м с НДС (3% от общей стоимости газа для потребителей Украины, включая стоимость транспортировки).
Анализируя данные факты, ассоциация "Газовые трейдеры Украины" пришла к выводу о необходимости в ближайшее время пересмотреть тарифы и привести их в соответствие с европейским уровнем.
Есть два более масштабных и насущных вопроса: разделение НАК "Нафтогаз Украины" и избрание новых членов НКРЭКУ. Что касается первого вопроса — позиция ассоциации "Газовые трейдеры Украины" состоит в том, что оператор ГТС, так же как и операторы ГРС, должны быть независимы от других видов деятельности. И внутреннее выделение филии в структуре ПАО "Укртрансгаз" не очень похоже на настоящий анбандлинг. Создание же независимого Оператора обеспечит баланс интересов всех игроков рынка, право равного доступа к газотранспортной инфраструктуре и даст возможность создать рентабельный бизнес-актив. Поэтому в ближайшее время правительство должно завершить разделение НАК "Нафтогаз Украины", после чего транспортировкой газа будет заниматься независимая компания. С целью урегулирования вопроса о создании независимого Регулятора в 2016 г. парламент принял закон об энергетическом регуляторе, а в начале октября 2017 г. избрал своих представителей в номинационный комитет. Если не будет политических препятствий, то уже в январе 2018 г. начнется процесс планового избрания новых комиссионеров.
В то же время реформа практически не коснулась другой части газового сектора: сегмент поставок газа населению до сих пор остается монополизированным, не реформированным, где пока проигрывают все: потребители, поставщики и государство. Этот сегмент рынка составляет 17.6 млрд куб м. Из них 5.6 млрд куб м потребляют ТКЭ. Для сравнения: промышленность потребляет около 10 млрд куб м в год. Всего потребление природного газа в Украине в 2016 г. составило 33.2 млрд куб м, то есть около 60% всего сегмента газоснабжения остается монополизированным. Поэтому, даже после 3 лет реформы, глубоких трансформаций газового рынка, в Украине работает рынок наполовину, где треть — успешно работает по рыночным правилам. Другие 2/3 потребителей имеют фактически единственного поставщика и определенную цену, в отличие от газового рынка для промышленных потребителей, где есть множество игроков, диверсифицированные источники поставок, конкурентная цена и различные модели оплаты ресурса, возможность у каждого потребителя выбрать лучший период для закупки газа. Реформа газового сектора принесла много пользы для развития газовой отрасли, однако еще много работы ждет впереди.