Создали рынок, но какой?

В Киеве прошел Третий газовый форум
Уже третий раз в Киеве прошел Украинский газовый форум. В этом году мероприятие прошло под лозунгом "Какой рынок мы создали". Организаторами его выступили ОО "Экспертный совет по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа", ООО "Грант Торнтон Украина", ООО "Нефтегазстройинформатика" и ОО "DiXi Group".
Владимир МИХАЙЛОВ
Первую панель, посвященную взаимоотношениям рынка и государства, открыл заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Прокопив. Он отметил роль министерства в поддержке реформ. "Министерство поддерживает те изменения, которые предлагаются на рынке газодобычи. Мы выступаем за как можно более быстрое принятие законопроекта о дерегуляции отрасли (проект закона №3096-д "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения некоторых аспектов нефтегазовой отрасли" от 3.10.17 г.), кроме того, готовится постановление о проведении аукционов (постановление №570 "Об организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти сырой, газового конденсата собственной добычи и сжиженного газа"), которые станут маркером этого рынка", — сказал он.
Вопрос стимулирующей ренты в 12% - это шаг, который позволит привнести инвестиции на рынок газодобычи. В бюджете на следующий год будет предусмотрена эта инициатива - соответствующее письмо направлено министру финансов Александру Данилюку и премьер-министру Украины Владимиру Гройсману. Министерство энергетики и угольной промышленности будет выступать драйвером этих изменений, подчеркнул И. Прокопив.
Президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Андрей Мизовец рассказал о реформировании газового рынка. По состоянию на 4 октября 2017 г. 328 компаний получили лицензии на поставку природного газа. Сейчас газ в Украину импортируют более 30 компаний, это наполовину больше, чем в 2016 г., сообщил он.
"До конца года надо решить такие вопросы, как внедрение суточной балансировки и привести к европейскому уровню тарифы на вход и выход из ГТС, что предусмотрено соответствующими постановлениями НКРЭКУ. В следующем году необходимо провести реструктуризацию НАК "Нафтогаз Украины" и создать независимый регулятор согласно соответствующему Закону Украины", — подчеркнул Андрей Мизовец.
Директор ООО "Агентство инвестиционного менеджмента" Александр Притыка сообщил о состоянии рынка с точки зрения операторов газораспределительной сети. По его мнению, рынок газа функционирует наполовину. Основные ресурсы газа по-прежнему сосредоточены в группе НАК "Нафтогаз Украины". Пятикратный рост цен для населения и коммунальных предприятий не привел к появлению конкурентного рынка. От этого выиграли только компании группы НАК "Нафтогаз Украины".
В будущем механическое копирование европейской модели конкурентного рынка приведет к дальнейшему росту цен – в Европе разница между розничными и оптовыми ценами намного выше, и в Украине она тоже вырастет. Так, на 1 сентября 2017 г. розничная цена природного газа в Европе на 280% выше оптовой, тогда как в Украине – лишь на 43%. Розничная цена электроэнергии в Европе на 341% выше оптовой, в Украине же – максимум на 48%.
Партнер CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang Виталий Радченко отметил положительные тренды на рынке газа. В частности, таковыми являются: увеличение числа поставщиков, продающих газ на границе Украины, заход на украинский внутренний рынок новых игроков, увеличение транзитной мощности на границе с Польшей в 1.5 раза, адаптация лицензий на поставки газа, начало импорта газа рядом игроков рынка нефтепродуктов. Есть и проблемы – огромный долг перед НАК "Нафтогаз Украины" коммунальных предприятий, прекращение кворума регулятора, задержка реструктуризации НАК "Нафтогаз Украины" и введения суточной балансировки и пр.
Открывая вторую панель, исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Роман Опимах отметил, что газодобыча растет гораздо медленнее, чем это предусмотрено Концепцией развития газодобывающей отрасли до 2020 г. За 9 мес.2017 г. добыча выросла всего на 3.5% вместо 18%, как было заложено в Концепции. Тем не менее, есть и хорошие новости – правительство и профильное министерство поддерживают законодательные инициативы, необходимые для стимулирования роста добычи.
Академик Национальной академии наук Украины Александр Лукин подробно рассказал о ресурсах природного газа в Украине. Коснувшись состояния добычи и сообщив о важнейших нефтегазоносных месторождениях, он сделал вывод, что ресурсный потенциал Украины вполне достаточен для обеспечения страны газом собственной добычи, конечно, если устранить известные всем негативные факторы.
Исполнительный директор "ДТЭК Нефтегаз" Наталья Гребенюк посвятила свой доклад частным газодобытчикам, в первую очередь, своей компании. За последние 10 лет доля частного сектора в добыче газа увеличилась в 15 раз и достигла 22%, при этом доля "ДТЭК Нефтегаз" среди частных компаний составляет 38%, а в общей добыче – 8%. За I полугодие 2017 г. "ДТЭК Нефтегаз" добыла 835 млн куб м газа, за 9 мес. 2017 г. – нарастила добычу на 7% по сравнению с 9 мес. 2016 г. По словам Н. Гребенюк, этому способствовало изменение подхода к бурению скважин, введение практики контрактования международных подрядчиков, модернизация наземной инфраструктуры. В дальнейшем компания намерена вкладывать средства в строительство компрессорных станций и бурение сложных сверхглубоких скважин.
Что касается увеличения добычи в масштабах всей отрасли, то этому будут способствовать ряд драйверов – экономических (снижение ренты до 12% и выравнивание ренты на конденсат и нефть) и административных (дерегуляция отрасли и проведение аукционов на новые участки). Еще один драйвер – развитие рынка буровых и сервисных услуг.
Исполнительный вице-президент по корпоративному развитию и стратегии ПАО "Укрнафта" Джонатан Поппер рассказал о перспективах своей компании на газовом рынке Украины. "Укрнафта", ведущая нефтедобывающая компания и третий по величине производитель газа, испытывает проблемы, связанные с недостатком инвестиций и налоговой задолженностью. Приходу инвестиций препятствуют недостатки регуляторного и налогового законодательства. Улучшить ситуацию может реформирование органов государственной власти и регуляторной среды, а также снижение налоговой нагрузки. О нефти и нефтепродуктах в Украине говорят меньше, чем о газе, но эти энергоносители так же важны в плане энергетической безопасности, подчеркнул Д. Поппер. В 2016 г. на импорт нефти и нефтепродуктов Украина потратила более $4 млрд, что вдвое больше, чем было потрачено на импортный газ ($1.9 млрд). Нефтяная отрасль Украины переживает упадок, но, тем не менее, остаются возможности для ее реформирования и роста, считает Д. Поппер. Хотя "Укрнафта" имеет большой потенциал, он в большой степени не используется. Капитальные расходы снижаются уже десять лет, соответственно, падает добыча. С 2007 по 2017 гг. добыча упала с 123 до 46 млн бар нефтяного эквивалента в сутки. Несмотря на это, компания разработала производственный план, согласно которому более эффективное использование ее ресурсов позволит к 2025 г. нарастить добычу до 90 млн бар нефтяного эквивалента в сутки. К этому сроку предполагается привлечь порядка $1.7 млрд инвестиций, около трети которых должно быть потрачено на новые скважины и боковые стволы, чуть меньше – на их наводнение, остальное – на закупку оборудования и другие нужды.
Д. Поппер также коснулся проблемы приостановки лицензий "Укрнафты", что вызвало резкое снижение добычи летом 2017 г.
Главный исполнительный директор Arawak Energy Corp. Алистер МакБэйн посвятил свое выступлению разбору некоторых мифов вокруг нефтегазовой отрасли Украины. Первым из них он назвал ожидание скорой сланцевой революции в Украине. На самом деле рассчитывать на это не стоит хотя бы потому, что регуляторная среда в Украине кардинально отличается от таковой в США. Кроме того, рынок в Украине не просто сильно концентрирован, на нем доминирует государственная компания – "Укргаздобыча", причем ее доля на порядок превосходит доли остальных крупнейших игроков. Да и самих игроков можно сосчитать по пальцам одной руки, тогда как в США они исчисляются тысячами.
К тому же украинская налоговая система, в отличие от американской, сложна и нелогична. Из-за этого компании чувствуют себя гораздо менее комфортно.
Вторым мифом является вера в возможность купить нефтегазовые технологии, что должно способствовать решению многих проблем с добычей. На самом деле работающая технология обычно связана с определенным местоположением и геологическими условиями, и адаптация ее требует ресурсов и усилий. Технологии, подходящие для тех или иных условий и целей, можно подобрать только опытным путем, при этом владелец (и продавец) технологии имеет свои интересы, не совпадающие с интересами возможных покупателей.
Еще одним мифом является убежденность в том, что достаточно снизить налоговую нагрузку, чтобы производство выросло. Но налоги – лишь один из факторов, определяющих рисковый профиль в долгосрочной перспективе.
Одной из проблем нефтегазовой добычи в Украине является то, что значительная доля – 81% - доказанных запасов газа приходится лишь на одну компанию, государственную "Укргаздобычу". Еще 11% приходится на "Укрнафту" и лишь 5% - на остальные частные компании. Это сдерживает их добычу, поскольку им необходимо проводить разведку для ее наращивания.
Третья панель была посвящена вопросам ценообразования и влияния цены газа на рынок. Координатор ОО "Экспертная платформа по энергоэффективности" Игорь Черкашин рассмотрел влияние роста цен газа на повышение энергоэффективности в жилом секторе и пришел к выводу, что цены на газ не стали катализатором энергоэффективности. Такой катализатор может сработать только в заранее подготовленной среде, а в Украине перед резким ростом цен на энергоносители не были созданы условия для энергетической модернизации зданий жилой и бюджетной сфер. Рост стоимости газа должен был проходить встречным вектором комплексной модернизации жилой и общественной сферы. На самом деле имело место гипертрофированное искажение темпов роста стоимости. Необоснованный рост цен на газ для населения с привязкой его стоимости к импортному паритету привел к росту энергетической бедности населения, когда почти две трети населения вынуждены обращаться за субсидиями. Данная практика прямо противоречит требованиям одной из глобальных целей ООН о доступности для населения, подытожил он.
Катерина Заплетнюк, редактор аналитического обзора Heren European Gas Markets (EGM), рассказала о торговле газом и об особенностях формирования цены на европейских газовых хабах. Европейские узлы очень важны для формирования цены на газ, подчеркнула она. Так, NBP и TTF используются в качестве ориентиров цены в долгосрочных и среднесрочных контрактах на глобальном уровне, а немецкий узел NCG влияет на украинские оптовые цены на газ.
Советник компании Viva Exploration Кристофер Гловер сравнил регуляторную базу в Украине и канадской провинции Альберта. По его словам, в Альберте действует больше законов, нормативных актов, директив и других документов, чем в Украине. Тем не менее, регулятор этой провинции считается лучшим в мире, поскольку ведет постоянный диалог с операторами и сообществом, публикует и обновляет инструкции, охватывающие все аспекты деятельности операторов. Кроме того, он помогает операторам выполнять нормативные требования.
Разрешительная система в Альберте и Украине также отличается. В Альберте она либеральная, т.е. по умолчанию считается, что оператор может делать все, что не запрещено прямым законодательством. В Украине же оператор спрашивает разрешения на все операции. Кроме того, либеральная система стимулирует инновации, подчеркнул К. Гловер.