В поисках партнера

В Комитете по ТЭК обсудили судьбу ГТС
В Верховной Раде прошли комплексные слушания на тему "ГТС: ключевые вызовы и критерии привлечения стратегического партнера. Роль парламента в законодательном обеспечении процесса".
Владимир МИХАЙЛОВ
Инициатором мероприятия выступил Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, в дискуссии приняли участие члены Комитета и другие парламентарии, представители государственных органов и НАК "Нафтогаз Украины".
Накануне слушаний лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко заявила с трибуны Верховной Рады, что "за спиной Верховной Рады происходит процесс передачи ГТС в управление неизвестным иностранным компаниям", и лейтмотивом многих выступлений на слушаниях была критика этого заявления.
Так, первый заместитель председателя Комитета Александр Домбровский заявил, что вопрос привлечения стратегического партнера украинской ГТС рассматривается публично и прозрачно, а само привлечение соответствует тем обязательствам, которые взяла на себя Украина.
"Я понимаю, что в стране началась предвыборная кампании. Но я думаю, что нам надо разделить выборы и то, что надо сегодня делать, чтобы государство делало какие-то шаги и люди чувствовали, что они живут лучше в этом государстве. 26 лет украинская энергетика была заложником избирательных процессов, которые происходили постоянно.
Я хочу привести два примера, чтобы мы понимали, о чем мы говорим. За 26 лет независимости Украина заплатила северному соседу за импорт природного газа более $100 млрд. Это столько, сколько сегодня составляет весь ВВП Украины. За импорт природного газа мы отдали нынешний ВВП. Хочу привести еще одни пример. У нас есть много граждан, которые любят сравнивать Украину с Польшей. Хочу напомнить 1991 год - начало независимости Украины – ВВП Польши $75 млрд, Украины $77 млрд, через 25 лет наш ВВП остался практически на том же уровне, а ВВП Польши вырос в 5.5 раз, потому что одни дискутируют и борются между собой, а другие принимают решения, которые нужны для страны и граждан.
Мы должны быть честными перед собой, мы не имеем права называть белое черным и черное белым", - сказал А. Домбровский.
Он также напомнил, что в 2009 г. украинское правительство сделало колоссальную работу – подготовило все для того, чтобы Украина стала членом Европейского энергетического сообщества. Когда Украина стала членом Европейского энергетического сообщества, она взяла на себя, как страна, ответственность – соответствовать стандартам и требованиям Третьего энергетического пакета, где существует конкурентный, прозрачный рынок природного газа, электрической энергии, независимый регулятор.
"Хочу напомнить, что этот созыв парламента проголосовал и подписал Соглашение об ассоциации с ЕС, где черным по белому написаны те взаимные обязательства, которые в рамках модернизации энергетического сектора мы берем на себя, если мы хотим жить по правилам и нормам ЕС. Хочу напомнить, что в 2014 г. премьер-министр тогдашнего правительства Арсений Яценюк внес закон о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления единой газотранспортной системой Украины, которую украинский парламент поддержал. Мы подписывали коалиционное соглашение, где ключевые позиции по реформированию энергетического сектора, которые касаются ГТС, – первая, вторая и третья позиции", - сказал А. Домбровский.
Кроме того, парламент проголосовал очень важный и сложный закон о рынке природного газа, где четко прописаны полномочия, возможности, что нужно делать в рамках существующего законодательства по модернизации ГТС. За этот закон проголосовало большинство политических фракций. В законе, в частности, определено, что только украинский парламент имеет право принять решение о привлечении стратегического партнера. Но правительство должно подготовить это решение.
А. Домбровский остановился на состоянии ГТС. На сегодня украинская энергетика – самая старая по изношенности основных фондов среди стран Центральной, Восточной и Западной Европы. Степень износа основных фондов в Украине превышает 60%. С другой стороны, украинская экономика – одна из самых энергоемких. На единицу ВВП расходуется в 4-5 раз больше энергоресурсов, чем у конкурентов. "И мы должны двигаться в системе координат обязательств, которые мы на себя взяли. Если это европейский вектор, если мы подписали Соглашение об ассоциации, если мы стали членами Европейского энергетического сообщества, воспринимаем эту логику и эту философию, то мы должны помогать друг другу и двигаться в этом европейском направлении. Если у кого-то есть желание развернуться и начать движение на восток, на север, на юг, то это тоже надо публично обговаривать", - подчеркнул А. Домбровский.
Он призвал присутствующих к профессиональной и стратегической дискуссии, поскольку вызовы, на которые необходимо дать ответ, очень серьезные. Если в 2022 г. начнут работать и "Северный поток-2" (мощностью 55 млрд куб м транзита), и "Турецкий поток" (мощностью 30 млрд куб м транзита), то это совокупно обеспечит 85 млрд куб м транзита. В связи с этим, нужно будет решать вопрос – чем наполнить украинскую ГТС.
Секретарь Комитета Виктория Войцицкая подчеркнула значение ГТС.
"Даже работая вполовину своей мощности, ГТС генерирует в год более $2 млрд прибыли для Украины. Перед Украиной стоят критические вызовы, которые ставят функционирование нашей ГТС под прямую и непосредственную угрозу. Строя обходные газопроводы, Россия постепенно уменьшает объем прокачки газа через Украину. Она пытается в ближайшие годы или совсем остановить транзит через Украину, или использовать нашу ГТС для балансирования пиков потребления газа в Европе. Понятно, что такая политика приведет к резкому падению технологической и экономической эффективности нашей ГТС, и, как следствие, к потере заинтересованности со стороны заказчиков транзитных услуг", - сказала она. В контексте этих угроз есть лишь один способ не превратить ГТС в кучу лома – Украина должна выполнить те основания, которые были закреплены в законе о рынке газа, который был подписан большинством парламента. Именно закон о рынке газа содержит инструмент для превращения ГТС в эффективную систему, которая работает по европейским правилам. Это инструмент формирования независимого оператора ГТС под управлением государства в процессе анбандлинга НАК "Нафтогаз Украины".
Именно сертифицированный оператор ГТС может заключить контракт на транзит российского газа с европейскими компаниями, а не с "Газпромом", т.е. перенести точку приемка газа с западной на восточную границу Украины, что является стратегической задачей для всей страны. Таким образом, украинское государство, с одной стороны, решит вопрос национальной безопасности, с другой – мотивирует европейцев увеличить объемы прокачки газа через Украину, тем самым получая дивиденды для государственного бюджета.
В. Войцицкая также напомнила, что приватизация ГТС запрещена законом, ГТС должна оставаться под полным контролем государства.
"Принятый Верховной Радой закон предусматривает привлечение партнера ГТС, и это четко закреплено в нормах закона, сертифицированного по нормам Энергетического сообщества юрлица, что будет способствовать эффективному управлению ГТС. При этом, по нашему глубокому убеждению, и речи быть не может о приватизации ГТС Украины", - сказала она.
Перед задачей реформирования ГТС стоит ряд вызовов, главный из которых – ограниченность во времени. Оператор должен быть сертифицирован, и при участии Энергетического сообщества нужно заключить контракты на транзит уже до конца 2019 г. Кроме того, государство должно обеспечить механизм контроля над партнером ГТС, а сам этот партнер – обеспечить максимальную загруженность мощности ГТС. Точки приема газа должны быть перенесены с западной на восточную границу Украины. Потребуются, конечно, инвестиции в модернизацию и развитие ГТС.
Заместитель председателя Комитета по ТЭК Ольга Белькова рассказала о работе, которую проводят правительство и парламент на международном уровне.
"Те консультации (с потенциальными партнерами ГТС), которые сейчас проводит правительство, показывают, что есть определенный интерес. Вместе с тем, появилось заявление 39 ключевых сенаторов США, которые обращаются к своему правительству, госдепартаменту и Министерству финансов и настаивают, что по "Северному потоку" имеет смысл рассмотреть возможность применения 232 позиции Закона о санкциях, который недавно был принят США. Ключевые политики из девяти стран на прошлой неделе опубликовали в немецкой прессе свое заявление, которое критикует строительство "Северного потока-2". Главы пяти парламентов во главе с главой нашего парламента Андреем Парубием также подписали свое заявление. Новые страны присоединяются к этой работе. Это – свидетельство того, что правительство, парламент сегодня ведут более-менее скоординированную работу , чтобы создать достаточное количество голосов, которые говорят в поддержку Украины. Во всех этих заявлениях есть один ключевой тезис – Украина является, будет и остается надежным партнером для транзита в Европу любого газа, включая российский", - сообщила О. Белькова.
Она также обрисовала, чего ожидают в украинском политикуме от потенциального партнера ГТС. В первую очередь, это сохранение транзита, восстановление доверия к Украине и ее ГТС, и смена бизнес-модели транзита. Кроме того, в Украине может быть создан газовый хаб, а точка приема газа перенесена на восточную границу. Для решения всех этих задач и нужен партнер, который, разумеется, не может быть избран кулуарно, подчеркнула О. Белькова.
Вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион подчеркнул, что правительство выполняет все "домашние задания", которые принимаются парламентом, и что все решения относительно ГТС оно принимает открыто и прозрачно. "Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто заинтересован в этом вопросе", - сказал он.
Перед Украиной стоят серьезные вызовы, относящиеся к ее стратегическому активу, отметил вице-премьер. В первую очередь, это – строительство новых газопроводов "Газпромом". Для оптимальной работы украинской ГТС она должна быть достаточно загружена. Запуск новых трубопроводов может означать отсутствие соответствующей загрузки ГТС. Транзитный контракт заканчивается в 2019 г. Эти и другие вызовы можно преодолеть, если привлечь надежного и опытного иностранного партнера. Это позволит обеспечить загруженность ГТС, гарантирующую ее эффективную работу, перенос точки продажи природного газа на восточную границу Украины, создание собственного газового хаба и завершение интеграции ГТС с газовой системой ЕС.
Для привлечения партнера правительство проделало определенную работу. В частности, создан независимый оператор ГТС — ЧАО "Магистральные газопроводы Украины", частично обеспечен соответствующий финансовый ресурс для начала его деятельности, выбран наблюдательный совет в составе трех представителей государства и четырех независимых членов. Также создана рабочая группа для консультаций относительно проведения конкурса по привлечению партнера, проведены предварительные консультации 21-22 февраля и 14 марта с теми компаниями, которые высказали свою заинтересованность. В. Кистион, который возглавляет эту рабочую группу, заявил, что одной из задач ее является разработка критериев привлечения иностранного партнера и предоставление рекомендаций Кабинета Министров Украины. Предстоит также разработать конкурсные условия, объявить и провести конкурс и утвердить его результаты решением Верховной Рады.
"На мой взгляд, стратегическая проблема, которую создала в Европе для ГТС Россия – это потеря доверия к украинской ГТС, к украинским подземным хранилищам, распространяя широкий спектр мифологической информации и лжи", - сказал В. Кистион. В качестве примеров "мифов" он назвал плохое техническое состояние украинской ГТС, низкую надежность и эффективность и системные кражи чужого газа.
"Я хотел бы сказать, что все задачи по транспорту выполнялись, выполняются и я уверен, что мы будем технически способны выполнять их в дальнейшем. Европейские эксперты, которые разбираются в транспортной инфраструктуре, подтверждают, что Украина владеет уникальными по технико-экономическим показателям ГТС, подземными хранилищами. При этом мы, по их мнению, имеем на Европейском континенте премиум-позицию в плане транспортировки газа", - сказал премьер-министр.
Поэтому выбор партнера ГТС – стратегическая задача и правительства, и парламента. Необходимо найти такого партнера, который бы вместе с правительством, народными депутатами обеспечил высокий уровень доверия, в первую очередь, к Украине, и, соответственно, к украинским ГТС и ПГХ. Это даст возможность европейским трейдерам покупать российский газ не на западе, а на востоке страны.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик указал на то, что вопрос транзита в значительной мере лежит в политической плоскости.
"В условиях конфронтации с РФ ГТС была, есть и, думаю, в ближайшие 10 лет будет не только экономическим, но и политическим инструментом взаимодействия между государствами", - сказал он.
Министр подчеркнул необходимость разделения НАК "Нафтогаз Украины", назвав компанию "химерной структурой", которая не дает развиваться рынку газа. "Одна из позиций этого процесса – выделение ГТС", - сказал министр. Он также подчеркнул важность максимально полной загрузки ГТС.
"Мы очень зависим от того, сколько газа мы перекачаем. Когда проводились консультации с европейцами, мы всем задавали вопрос – можете ли вы гарантировать транзит определенных объемов газа после 2019 г.? Понятно, что никто не сказал ни "да"нинет", потому что это не зависит от операторов, которые принимали участие, это зависит, в том числе, и от российского "Газпрома". Но мы экономически связаны с этой позицией. Если количество газа в ГТС будет меньше, чем 40 млрд куб м, мы будем менее экономически эффективны, чем "Северный поток-2". Если будет больше 40 млрд куб м, мы будем чрезвычайно эффективными", - сказал он. По его словам, одна из компаний, участвующих в конкурсе, заявила, что если Украина даст сигнал европейцам, что сможет поставлять до 100-110 млрд куб м, то ни "Северный поток", ни "Турецкий поток" не смогут конкурировать с ее ГТС.
В то же время, министр не верит в полное прекращение транзита при любых вариантах развития событий.
"Если кто-то говорит, что придет 2019 г. и вообще не будет транзита, это неправда. По информации российских энергетических изданий, даже при полной загрузке обоих "потоков" через Украину будет поставляться не менее 30 млрд куб м", - сказал И. Насалик. Он также упомянул о заинтересованности ряда европейских компаний, потенциальных партнеров ГТС, с которыми уже проведены консультации. "Snam и Eustream, итальянский и словацкий консорциум, компании интересны для Украины хотя бы тем, что они категорически против "Северного потока", потому что это – их конкуренты. Очень интересны французская GRTgaz и голландская компания Gasunie, испанская Reganosa и другие компании", - сказал он.
Заместитель главного коммерческого директора НАК "Нафтогаз Украины" Сергей Боев говорил о результатах Стокгольмского арбитража и их последствиях для контракта с "Газпромом".
"Решение Стокгольма не позволяет передать существующий контракт стороннему оператору. Передача контракта даст возможность "Газпрому" разорвать контракт и обвинить Украину, что она является ненадежным транзитером для Европы", - сказал он.
По его словам, "Нафтогаз" готов сотрудничать с Кабмином и парламентом по выбору и привлечению иностранных партнеров. Некоторые предложения, поданные западными компаниями, могут быть реализованы в рамках оператора, созданного на базе "Укртрансгаза" (т.е. уже созданных филиалов). Другие варианты создания оператора требуют существенных законодательных изменений, много времени на реализацию. И в рамках транзитного контракта их невозможно осуществить раньше, чем этот контракт закончится в 2019 г. "Это не означает, что мы считаем их неприемлемыми. Если правительство и парламент считает их приемлемыми, то, повторю, их подготовка займет много времени, но мы готовы участвовать в этой работе", - считает С. Боев.