Атомные перспективы

В Верховной Раде вспомнили о низких тарифах для АЭС
О том, что атомная отрасль, как и вся энергетика Украины, переживает сложные времена, знают все. В парламенте уже давно зарегистрированы законопроекты, призванные решить некоторые проблемы отрасли, и их надо принять. Об этом говорили на прошедших в Верховной Раде слушаниях "Ядерная энергетика – вызовы и перспективы". Инициатором мероприятия выступил Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. В слушаниях приняли участие члены комитета, министр топлива, энергетики и угольной промышленности, президент НАЭК "Энергоатом", представители НКРЭКУ, атомной отрасли Украины и отраслевые специалисты, в т.ч. зарубежные.
Нина ШЕРШОВА
Атомная энергетика развивается во всем мире, отметил и.о. председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский, открывая слушания. Сегодня в мире работают 450 атомных блоков, а за последние 2.5-3 года были введены в эксплуатацию 20 блоков, в основном в азиатских странах. Сейчас непосредственное отношение к развитию атомной энергетики имеет 31 страна.
Атомные станции не загрязняют атмосферу, что важно в контексте Парижского соглашения. Это достаточно дешевая и относительно чистая электрическая энергия.
В Украине в последние годы значение атомной энергетики выросло. Сейчас на нее приходится около 55% выработки электроэнергии. За последние годы атомная энергетика стало мощной отраслью.
"С учетом того, что у нас уже есть новый регулятор, нам надо вернуться к вопросу тарифообразования в атомной энергетике", - отметил А. Домбровский.
Проблема тарифообразования связана с большим комплексом социальных вопросов. В первую очередь, это вопросы зарплаты и закрепления высокопрофессиональных кадров. "К сожалению, люди сегодня едут работать в страны ЕС в связи с тем, что у нас рынки открылись и визовый режим снят, и это очень важный вопрос", - подчеркнул глава комитета.
Серьезного обсуждения и осмысления также требуют такие вопросы, как финансовое обеспечение эксплуатации и безопасности атомных блоков, программа продления их эксплуатации и выполнение Энергетической стратегии Украины.
За последние шесть лет Комитет уже дважды проводил такие парламентские слушания, и они оказались очень эффективными, отметил глава подкомитета Владимир Бандуров. Те решения, которые принимались на слушаниях, были реализованы.
В. Бандуров кратко обрисовал проблемы стратегического и тактического характера, которые стоят перед атомной отраслью. Тактические вопросы: что надо сейчас сделать, чтобы повысить безопасность, профинансировать те меры, которые сейчас в обязательном порядке должен осуществить "Энергоатом", в частности, для того, чтобы сохранить существующий кадровый потенциал.
К вопросам стратегического характера относятся вопросы планирования замещения мощностей в ядерной энергетике и их выведения из эксплуатации после 2035 г. "Начиная с 2035 г. у нас из 15 действующих блоков останется 10, а на 2040 г. у нас останется всего три блока. Тем не менее, Энергетическая стратегия, которая была принята в августе прошлого года, гарантирует для атомной энергетики такую же долю в общем объеме производства электроэнергии - 55-60%, при том что общий абсолютный объем должен вырасти. За счет чего мы собираемся замещать мощности, какие это будут виды реакторов, что государство сделает для того, чтобы эта программа была реализована?", - задает вопросы депутат.
Для решения таких вопросов должна быть принята долгосрочная программа развития атомной энергетики.
Есть нерешенный вопрос с отчислением средств на выведение блоков из эксплуатации.
"Если мы понимаем, что атомные блоки должны быть выведены из эксплуатации, и если мы знаем, что сегодня "Энергоатом" отчисляет в Госказначейство деньги на их вывод, то эти деньги, которые сегодня аккумулируются, должны потом работать на вывод блоков. Мы несколько раз обращались в Кабмин и не получили четкого ответа, защищены ли эти деньги от инфляции и сколько этих денег сейчас на казначейском счете. Нам может казаться, что этот вопрос будет актуальным только через много лет, однако это произойдет уже скоро", - сказал В. Бандуров.
К тактическим вопросам относится, к примеру, справедливость формирования тарифа для атомной энергетики. "Сегодня эти тарифы самые низкие не только в Украине, но и в мире. Как следствие – незащищенность инвестиционных программ НАЭК "Энергоатом", которая, по сути, в свои инвестпрограммы закладывает дефицит, а потом кредитует их за счет дорогих кредитных средств, чтобы обеспечить работу атомных блоков", - сказал депутат.
Еще одни вопрос, как следствие предыдущих, – сохранение квалифицированных кадров. На сегодня ситуация с этим неудовлетворительная. "При таком отношении государства к оплате труда этих кадров, у нас уже через несколько лет будет некого привлекать для работы в атомной энергетике. Для подготовки кадров, так же как и для строительства атомного блока, надо минимум 10 лет", - сказал В. Бандуров. Нерешенным также остается вопрос готовности "Энергоатома" к работе в новых рыночных условиях после вступления в силу закона № 2019-VIII от 13.04.17 г. "О рынке электрической энергии", а также вопрос долгов перед "Энергоатомом", есть вопросы цепочки производства топлива, строительства ЦХОЯТ.
Секретарь Комитета по ТЭК Виктория Войцицкая заявила, что законопроекты, необходимые для развития отрасли, принимаются слишком медленно.
Речь, в частности, идет о законопроекте №5550 от 16.12.16 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере использования ядерной энергии", который гармонизирует законодательство Украины и соответствующую Директиву Евросоюза. То же касается законопроекта №3131 от 17.09.15 г. "О внесении изменения в статью 11 Закона Украины "Об управлении объектами государственной собственности" относительно упорядочения процедуры отчуждения субъектами хозяйствования государственного сектора экономики жилья своим работникам". От принятия этого законопроекта зависит сохранение высококвалифицированного персонала атомных электростанций, отметила В. Войцицкая.
"Не хватает времени заседаний, чтобы обоснованно обговорить эти законопроекты. Очень грустно видеть, что законопроекты по такой важной отрасли ставятся на конец наших пленарных заседаний. Мы или не доходим до их рассмотрения, или для голосования не хватает людей в зале", - отметила депутат.
Такая же судьба у законопроекта №2021а от 4.06.15 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упорядочения правовых режимов территории в местах расположения ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами". Он призван определить правовой статус этих объектов. Принятие этого документа урегулирует правовую коллизию между ст. 45 Закона Украины от 8.02.1995 г. № 39/95-ВР "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" и некоторыми статьями Закона Украины №2480–VI от 9.07.10 г. "О землях энергетики и правовом режиме специальных зон энергетических объектов", который определяет статус субъектов санитарно-защитных зон установки или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами.
"Нас накрывает законодательное цунами. Прохождение важных для ядерной энергетики законопроектов идет слишком медленно. Упомянутые документы рассматриваются с 2015 г. Они были подготовлены еще три года назад, и мы "задолжали" отрасли рассмотрение этого пакета. Это недопустимо для всей отрасли. Она должна развиваться, это отрасль, которая обеспечивает больше половины выработки. Несмотря на это, мы вынуждены констатировать, что ядерная энергетика не получает достаточной поддержки со стороны органов власти", - подытожила депутат.
Руководитель Государственной инспекции ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) Григорий Плачков затронул несколько проблем, в том числе вопросы социального обеспечения работников отрасли, лицензирования персонала и выполнения обязательств Украины в рамках соглашения об Ассоциации с ЕС и конвенций МАГАТЭ. Для того чтобы выполнить свои обязательства, Украина должна ускорить принятие соответствующих законопроектов, в т.ч. законопроекта № 5550, о котором уже говорила В. Войцицкая. Проблема тарифной политики, которой больше всего внимания уделили на слушаниях, также непосредственно относится к деятельности ГИЯРУ. "От тарифной политики зависит и продление срока эксплуатации атомных блоков. Государственной инспекции надо принимать решение по продлению сроков эксплуатации блоков. У нас нет иного выхода, как пока что продлевать сроки. Но если нет денег, то как продлевать?", - сказал он.
Министр топлива, энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик также заявил, что атомной отрасли долго не уделялось должного внимания, но теперь ситуация меняется.
"Год за годом из атомной промышленности хотели выжать все соки. В Украине за 27 лет независимости не построено ни одного ядерного объекта. Мы поставили задачу построить четыре таких объекта", – сказал он.
Он также прокомментировал появившиеся накануне в СМИ сообщения о том, что Минэнергоугля продолжает работу с "Росатомом" в совместном предприятии. "Появилась информация, что Министерство продолжает работу с "Росатомом", появилось фейковое письмо. Так вот, Министерство не продолжает работу, а, наконец, за восемь лет существования совместного предприятия завершает ее. Два года ГП "Ядерное топливо" работало с китайской фирмой China Nuclear Energy Industry Corporation. Это государственная компания с объемом финансирования, который равен объему бюджета нашего государства. Когда в конце июня после двухлетней работы с этой компанией мы получили подтверждение, что она готова полностью профинансировать всю программу по строительству завода (четвертого ядерного объекта) и готова выкупить долю в СП россиян, мы получаем вброс информации, чтобы этого не произошло.
Идет серьезная борьба за развитие нашего ядерного комплекса, потому что за эти два года он стал независимым от России", – сказал министр.
Президент НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский заявил, что в бедах атомщиков виновна НКРЭКУ, вернее, ее прошлый состав, из-за которого компания получает убытки. "НКРЭКУ прошлого состава начала практиковать выборочный подход, применяя для тепловой генерации индикатив, а для атомной – "затраты+". В прошлом году мы прогнозировали тариф 72 коп/кВтч, получили 47 коп/кВтч. Компания разработала и утвердила финансовый план, согласованный со всеми министерствами, ведомствами и Кабинетом министров, но уже после утверждения финплана в конце года НКРЭКУ сняла еще 3.3 млрд грн, чем загнало компанию в искусственные убытки", – сказал он.
Из-за низкого тарифа и, как следствие, нехватки денег, компания не может использовать средства на строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива, которые компания уже получила. Низкий тариф стал причиной того, что ЕБРР не позволяет делать выборку более $71 млн из привлеченного от США кредита в размере $250 млн на строительство ЦХОЯТ. По словам Ю. Недашковского, НКРЭКУ также совершенно безосновательно и без всякого учета финансового плана компании и утвержденных программ и мероприятий по развитию компании определяла, на какие цели она должна расходовать свои средства.
Создавшийся в результате таких действий дефицит средств вынуждает "Энергоатом" брать кредиты, но их обслуживание не включается в тариф для АЭС. Таким образом, за счет "Энергоатома" зарабатывают банки и тепловая генерация, тариф для которой повышается из тех средств, которые недополучает в тарифе "Энергоатом". Решить проблему можно, проведя обратное перераспределение тарифов, считает глава "Энергоатома". По его расчетам, с 2006 по 2017 гг. компания из-за низкого тарифа недополучила $5.5 млрд.
Главу "Энергоатома" поддержала В. Войцицкая. Она также считает, что тариф для атомной энергетики можно поднять за счет тарифа для тепловой. "Сегодня не идет речь о повышении цены на электроэнергию. Мы говорим о справедливом перераспределении цены на электроэнергию. Потому что мы видим четкий перекос для частного сектора за счет государственных компаний", - сказала она.
Член НКРЭКУ Дмитрий Коваленко к слушаниям подготовил презентацию, посвященную тарифам "Энергоатома", зарплатам в компании и ее инвестициям, из которой следовало, что в компании не так все плохо, как заявляют другие спикеры.
Так, на 2018 г. тариф НАЭК "Энергоатом" был увеличен на 16% или на 5.2 млрд грн по сравнению с 2017 г. Основные затраты пришлись на увеличение расходов на топливо, на фонд оплаты труда. В 2015 и 2016 гг. также шло постепенное увеличение фонда оплаты труда, расходов на топливо. Тариф "Энергоатома" за этот период возрос в среднем на 10%.
В целом за последние годы фонд оплаты труда "Энергоатома" увеличился почти на 2 млрд грн, сообщил Д. Коваленко. При пересмотре тарифа на 2018 г. было включено дополнительно 224 млн грн для его повышения в 2018 г. "Было открытое обсуждение. Хочу сказать, что на момент принятия решения замечаний со стороны самой компании не было", – сказал он.
Он также подчеркнул, что НКРЭКУ нельзя считать виновной в проблемах атомной отрасли. "Я не могу сказать, что Комиссия не относилась с пониманием к той важной миссии, которая сейчас лежит на НАЭК "Энергоатом". Тарифная политика – это прозрачность и прогнозируемость. От наших коллег из "Энергоатома" можно ожидать взвешенного подхода с точки зрения понимания позиции на долгосрочный период, – сказал он.
Сейчас Комиссия рассматривает возможность увеличения фонда оплаты труда "Энергоатома" и, возможно, в целом в отрасли. "Мы понимаем динамику роста зарплат по промышленности", - подчеркнул Д. Коваленко.
Что касается зарплат, то они в "Энергоатоме" самые высокие в энергетическом секторе. Так, средняя зарплата в компании составляет 15 тыс грн, по дирекции – 28.5 тыс грн, по промышленно-производственному персоналу – 17.5 тыс грн., по другому персоналу – 7.5 тыс грн. При этом средняя зарплата в "Укргидроэнерго" составляет 10.1 тыс грн, на ТЭС – 9.9 тыс грн, в НЭК "Укрэнерго" - 9.6 тыс грн, на ТЭЦ – 9.1 тыс грн, в облэнерго – 8.5 тыс грн.
Что касается инвестиций, то "Энергоатом" не всегда выбирает выделенные для этого средства, сообщил Д. Коваленко. "Мы согласны с тем, что инвестиции для компании надо увеличивать. Но наш подход к инвестициям другой. Важно, на что эти деньги будут использованы. К сожалению, НАЭК "Энергоатом" не всегда полностью выбирает даже те деньги, которые предусмотрены в структуре тарифа. Это – важный фактор для установления тарифа на следующий год, увеличения его уровня ", - сказал он.
На сегодня компания подала в Комиссию документы по пересмотру структуры и уровня тарифа. "Мы их рассматриваем. Думаю, в ближайшее время мы найдем совместное с НАЭК "Энергоатом" решение по пересмотру этой составляющей", – подытожил Дмитрий Коваленко.
А. Домбровский предложил провести двустороннюю дискуссию о тарифах с ключевыми энергетическими компаниями Украины. "Нам все-таки надо найти ту "золотую середину", которая нужна для развития украинской энергетики. Сегодня есть хороший шанс перейти на диалог", - сказал он.
Д. Коваленко, в свою очередь, предложил провести встречу на основе уже поданных документов о тарифах. "Я четко знаю, о чем я говорил в своем докладе. Я предлагаю подвести черту, и в рамках тех поданных документов по структуре и уровню тарифа встретиться с компанией, обсудить все вопросы, посмотреть объективно на обоснования, на те расходы компании, которые она нам сегодня предложила", - сказал он, на что А. Домбровский заявил, что его комитет готов, если потребуется , выступить модератором этой встречи.