Устойчивая энергетика

Инвестиции в мировую энергетику прекратили падение
Общемировое падение инвестиций в энергетику, продолжавшееся три года, закончилось. Согласно последнему докладу Международного энергетического агентства “World Energy Investment 2019”, объем инвестиций стабилизировался на уровне $1.8 трлн в год. При этом потребление энергии в мире продолжает расти.
Владимир МИХАЙЛОВ
Стабилизация произошла благодаря восстановлению инвестиций в нефтегазовый и угольный сектора, тогда как рост инвестиций в энергоэффективность и возобновляемые источники энергии приостановился. Это означает, в частности, что мировая энергетика развивается не в ту сторону, в которую должна была, если следовать логике Парижского соглашения и целей устойчивого развития.
В большей степени объем инвестиций в энергетику вырос в Соединенных Штатах, где он был вызван ростом расходов на добычу углеводородов, в частности, сланцевых нефти и газа, а также в электрические сети. Это увеличение сократило разрыв между Соединенными Штатами и Китаем, который по-прежнему лидирует по объему инвестиций.
Рис. 1. Структура инвестиций на основных рынках
ИСТОЧНИК
World Energy Investment 2019
Европа является лидером вложений в энергоэффективность – и в абсолютных, и в относительных цифрах. На энергоэффективность приходится почти треть всех европейских инвестиций в энергетику и немного меньше, чем в электроэнергетический сектор. При этом инвестиции в Европе почти вдвое меньше по суммарному объему, чем в США и Китае. рис.1).
На добычу денег не хватает
На фоне общей стабилизации нефтегазовый сектор явно отстает от спроса.
Количество лицензий на добычу нефти и газа (не считая сланцевых) заметно сократилось. Последние три года запасы, на которые выдаются лицензии, в 2-3 раза меньше, чем за 2011-2015 гг. (рис. 2).
Рис. 2. Количество лицензий на добычу нефти и газа
В то же время, пока еще слишком мало признаков существенного перераспределения капитала в пользу технологий энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, которые необходимы для доведения такого объема инвестиций, какой необходим для достижения целей Парижского соглашения и других целей в области устойчивого развития.
МЭА считает, что для реализации т.н. сценария устойчивого развития (Sustainable Development Scenario, SDS) вложения в электроэнергетику должны быть значительно больше, чем в добычу ископаемых топлив (рис. 3).
Рис. 3. Инвестиции в добычу ископаемых топлив и электроэнергетику в 2018 году, при сценарии новых политик (New Policies Scenario, NPS) и устойчивого развития (Sustainable Development Scenario, SDS)
“В настоящее время инвестиции в энергетику сталкиваются с беспрецедентной неопределенностью относительно изменений на рынках, в политике и технологиях. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, компании не вкладывают достаточных средств в “традиционное” энергообеспечение, которых хватило бы, чтобы поддерживать сегодняшние модели потребления, с другой стороны – не вкладывают достаточных средств в чистые энергетические технологии, которых хватило бы, чтобы изменить курс. И с одной, и с другой стороны мы накапливаем риски на будущее”, – отметил Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА.
Инвестиции с быстрым возвратом: СЭС, ВЭС, сланцевые углеводороды
В мире наблюдается сдвиг инвестиций в энергетические проекты с более короткими сроками реализации. В настоящее время в области производства электроэнергии и добычи в нефтегазовом секторе вывод на рынок мощностей идет более чем на 20% быстрее, чем в начале десятилетия.
Это отражает стремление инвесторов лучше управлять рисками в изменяющейся энергетической системе, а также улучшение качества управления проектами и снижение затрат на активы с более коротким циклом, такие как солнечная фотоэлектрическая энергия, наземные ВЭС и добыча сланцевых нефти и газа в США (рис. 4).
Рис. 4. Снижение затрат на активы в некоторых секторах возобновляемой энергетики
Рост угольной отрасли в Азии
С момента Парижского соглашения существенно сократилось число решений относительно инвестирования в электростанции, работающие на угле. В 2018 г. оно упало до рекордно низкого уровня в этом столетии (рис. 5). При этом число угольных ТЭС, которые выводятся из эксплуатации, растет.
Несмотря на это, и число введенных угольных ТЭС продолжает расти, особенно в развивающихся странах Азии.
Рис. 5. Мощности угольных и газовых ТЭС, по строительству которых принимаются окончательные инвестиционные решения, ГВт
То, что инвестиции в угольные ТЭС, которые имеют длительный жизненный цикл, продолжаются, по-видимому, объясняется необходимостью заполнить увеличивающийся разрыв между растущим спросом на электроэнергию и отставанием ожидаемой выработки от “низкоуглеродных” инвестиций (возобновляемых источников энергии и атомной энергии) (Рис. 6).
Рис. 6. Объем “низкоуглеродных” инвестиций (ВИЭ и АЭС) и спрос на электроэнергию, ТВТ
В МЭА считают, что без внедрения технологии улавливания углерода или стимулов для более раннего вывода из эксплуатации угольных ТЭС, угольная энергетика и высокие выбросы CO2, которые она производит, останутся частью глобальной энергетической системы на долгие годы.
В то же время для достижения целей в области устойчивого развития необходимо увеличить инвестиции в энергоэффективность и удвоить инвестиции к 2030 г. на возобновляемые источники энергии.
Рис. 7. Инвестиции в энергоэффективность по регионам
Бедные регионы отстают
Из числа стран с достаточно крупной экономикой, Индия сейчас демонстрирует самый значительный рост инвестиций в энергетику после США. Однако самые бедные регионы мира, такие как страны Африки к югу от Сахары, сталкиваются с постоянными финансовыми рисками. На них пришлось только около 15% общемировых инвестиций в 2018 г., хотя в них проживает 40% населения мира. Для достижения целей в области устойчивого развития необходимо направить гораздо больше капитала в наименее развитые страны, считают в МЭА.
Рис. 8. Изменение инвестиций в энергетику Китая, США, Европы, Индии, ЮВА и южноафриканских стран за 2015-2018 годы, $, млрд
Государственные расходы на исследования и разработки в энергетике
В отчете также указывается, что государственные расходы на исследования и разработки в области энергетики (RD & D) намного меньше того, что необходимо. Хотя государственные расходы на исследования и разработки в области энергетики в 2018 г. незначительно выросли, особенно в США и Китае, их доля в валовом внутреннем продукте осталась неизменной. Большинство стран не расходуют больше средств на исследования в области энергетики, чем это было раньше (рис. 9).
Рис. 9. Государственные расходы на исследования и разработки в энергетике, $ млрд
“Текущие инвестиционные тенденции показывают необходимость принятия более смелых решений, чтобы сделать энергетическую систему более устойчивой. Правительственная инициатива имеет решающее значение для снижения рисков для инвесторов в развивающихся секторах, которым сейчас необходимо больше капитала, чтобы вывести мир на правильный путь”,– отметил Фатих Бироль.