Ольга Белькова: "Украина — не "задний двор" Европы!"

О транзите газа, международном партнерстве и перспективах газотранспортной системы Украины
Сложив депутатские полномочия и мандат, сдав диппаспорт и отказавшись от обязанностей и привилегий народного депутата Верховной Рады, Ольга Белькова нашла прикладное применение своим навыкам, умению и безудержной энергии. После ухода из ВР она назначена директором по вопросам взаимодействия с государственными регуляторными органами и международными организациями ООО "Оператор ГТС Украины". Говоря неформально, она будет заниматься практически тем, что и в ВР, только теперь в интересах конкретной госкомпании — оператора ГТС Украины.
О намерениях, полномочиях, обязанностях и стремлениях, своем видении роли оператора ГТС, а также о побудительных причинах сложить депутатский мандат Ольга Белькова рассказала в интервью "ЭнергоБизнесу".
Алла ЕРЕМЕНКО, Петр БИЛЯН
— Уходя из парламента и уже в новом статусе в операторе газотранспортной системы Украины Вы заявили, что хотите на практике убедиться, как действует, в частности, Закон "О рынке природного газа", для принятия которого Вы приложили немало усилий. Ваш переход в ОГТСУ выглядит логичным. Что послужило толчком для такого решительного шага? Все же это разные профессии.
— Наверное, толчком послужило то, что я еще раз оказалась в оппозиции. В первый раз у оппозиции была политическая миссия, и для меня было честью ее выполнять. Я вообще по природе созидатель, человек-антиреволюция. Но когда твой народ решает отстаивать свои права революционным способом на Майдане, я считала своей задачей обеспечить минимум жертв, кровопролития и страданий людей, которые отстаивают свои идеи. То есть я за бронежилеты, а не за пули!
Цель моей следующей каденции как депутата Верховной Рады — создать условия, чтобы что-то развивалось. И я их создала, на мой взгляд, посредством принятия законодательных актов.
А вот в этой оппозиции (она случилась своеобразно в моей жизни), когда я шла с "Батькивщиною" на выборы, речь шла о том, что мы будем помогать президенту. И несмотря на то, что я представляла оппозиционную партию, мои предложения принимались коллегами-депутатами из других партий и фракций и в зале заседаний, и в комитете ВР.
Но, наверное, наступает момент, когда понимаешь , что как политик за восемь лет в чем-то я уже состоялась. Постоянно поправлять других? Я же не учитель на пенсии. Жизнь предоставляет возможность попробовать себя реализовать и в ином качестве — управлять каким-то конкретным процессом в экономике. Я рассматривала разные предложения. В частности, почти год мы дискутировали с Сергеем Леонидовичем (Сергей Макогон — директор ООО "Оператор ГТС Украины". — Ред.) о том, какой компетенции не хватает этому предприятию, советовала разных людей и ждала возможности большей реализации в Верховной Раде. В определенном смысле я азартный человек и поэтому присматривалась, где бы пригодились мои компетенции (знания, умения, навыки и опыт). И в какой-то момент решила, что оператор ГТС — именно тот профит, который мне интересен и своими перспективами, и геополитическим значением. Частные компании в этом смысле для меня менее интересны.
— Не Ваш масштаб?
— Не мой. В деньгах это другое измерение, но для меня главное, что геополитическое значение ОГТСУ уже доминирующее и будет возрастать. Мне это интересно, я умею анализировать такие процессы и готова участвовать в них.
Я человек практичный. Мне менее интересны эфемерные дискуссии, чем реальные дела. Я из тех, кто формулу написал и должен убедиться, что с ее помощью можно решить уравнение. Например, чтобы убедиться, как на практике работает рынок газа, я ездила в Умань и смотрела на примере тепличного комбината. Они — крупнейшие покупатели газа и электроэнергии в Черкасской области, после "Азота". Мне было интересно воочию убедиться, как они покупают газ — день в день, на сутки вперед, где они его хранят, как оптимизируют энергозатраты. Столько для себя нового открыла. Они внедряют свой опыт оптимизации энергозатрат не только на своем производстве, но и в своей ОТГ. Что-то переводят на биогаз, что-то на возобновляемые источники энергии. Словом, я поняла, что аграрии очень хорошо могут все рассчитывать и экономить каждую копейку. Я убедилась, что рынок газа работает, и мне было приятно, как парламентарию, прилагавшему к его созданию усилия не один год.
— Вы будете заниматься в ОГТСУ геополитикой с нашими европейскими и российскими коллегами?
— Да, в том числе и с ними.
— Встречались уже с представителями "Газпрома"?
— Нет возможности, сейчас все общение происходит в режиме онлайн-конференций. Хочу пояснить: в ОГТСУ есть коммерческая и техническая стороны работы, которую выполняют соответствующие специалисты, и есть моя, дипломатически-регуляторная. Моя задача не разрабатывать коммерческие предложения, а доносить их до стейкхолдеров, чтобы сформировать мнение в нашу пользу у людей, от которых зависит принятие в том числе коммерческих решений. Задача не в том, чтобы рекламировать нашу ГТС, а в том, чтобы доказать ее надежность. А также сменить фокус восприятия наших европейских, евроатлантических и других партнеров — с объектности на субъектность ОГТСУ. Образно говоря, моя роль — "посол оператора ГТС Украины в мире".
— Громко сказано. Что Вы для этого намерены сделать?
— Я намерена построить работу таким образом, чтобы все, кто занимается коммерческими вопросами, не боялись, что я "влезаю" на их поле, а наоборот, придумали коммерческую идею, рассказали мне, обсудили, а я буду искать тех, кто поможет нам в реализации этой идеи. Вопрос не только в коммерции, это, прежде всего, вопрос безопасности Украины и Европы.
— Проблемы с открытием виртуального реверса словацким оператором ГТС Eustream — коммерческие или геополитические? Словаки говорят, что предлагаемый Украиной вариант объединения точки входа "Будинце" с точкой входа "Ужгород/Вельке Капушаны" им невыгоден, мол, они теряют при этом часть прибыли или, точнее, недополучат ее.
— Если бы это было так и словаки могли это доказать, не было бы открытого письма EFET (European Federation of Energy Traders) от 23 июля не только в адрес оператора словацкой ГТС — Eustream, но также адресованное энергорегулятору (аналог нашей НКРЭКУ) и регулятору сетевых систем - Минэкономики Словацкой Республики. Компании-участники EFET отмечают, что "в долгосрочной перспективе внедрение виртуальной точки соединения на словацко-украинской границе, вероятно, будет наиболее эффективным, поскольку предоставит большую свободу TSOs (смежным операторам ГТС) для оптимизации режимов работы словацкой и украинской ГТС, особенно в период технического обслуживания (планового и внепланового)".
Их тариф на обеих точках абсолютно одинаковый, поэтому убытки они точно не понесут, наоборот, они должны сэкономить за счет виртуального реверса, а не физического потока. Виртуальная точка — это стандартная бизнес-практика в ЕС, поэтому мы в недоумении. Стоит отметить, что по Венгрии и Польше такие виртуальные точки были созданы без всяких проблем.
— Вероятно, долгосрочный контракт с "Газпромом" обязывает? Ведь при виртуальном реверсе используется в основном "газпромовский" продукт. Словаки и другие операторы ГТС прямо об этом не скажут. Как и о том, что, возможно, используют допустимую погрешность приборов измерения объемов газа исключительно в свою пользу?
— Возможно, но это не моя компетенция. Существуют общепринятые правила работы операторов ГТС на европейском рынке газа, которые также должны соблюдать не члены ЕС, такие как Украина, которые соединены и работают со смежными операторами ГТС евростран. Мы соблюдаем.
— Тем не менее, внеплановый ремонт украинской стороной в период активной закачки газа в подземные хранилища Украины некоторые воспринимают как шантаж со стороны ОГТСУ. И шипперы, выкупившие мощности через "Будинце" на III и IV кв. 2020 г., из-за недоговоренности украинского и словацкого операторов ГТС могут понести убытки, которые в любом случае оплатят потребители газа.
— О каком "шантаже" может идти речь, если Украину постоянно шантажируют с разных сторон?! Представители оператора ГТС Украины аргументированно объясняли, прежде всего словацким коллегам, что ремонтные работы на участке газопровода от точки входа "Будинце" — вынужденная мера, которая продиктована наличием определенных дефектов в трубопроводе, имеющем стратегическое значение для энергетической безопасности Украины. Они предложили перенести ремонт на следующий год! Это странная позиция оператора ГТС Словакии, который понимает возможные последствия. Стоит напомнить о взрыве на трубопроводе между Болгарией и Грецией.
Только оператор ГТС Украины несет полную ответственность за безопасность нашей ГТС, поэтому мы сами будем принимать решения, когда нам производить ремонты. Мы призываем словацких коллег действовать в рамках европейских правил и условий межоператорского соглашения.
Да, ремонт повлечет закрытие газопровода на три недели, но оператор ГТС Украины предложил варианты решения проблемы для трейдеров, чтобы без дополнительных для них затрат на период ремонта перенести выкупленные мощности с точки входа "Будинце" на точку "Ужгород/Вельке Капушаны". Более того, мы сократили срок ремонта с шести до трех недель. Непонятно, почему Eustream не соглашается на предлагаемые варианты, особенно если они соответствуют европейским нормам и их поддерживает EFET?
Украина сознательно взяла курс на присоединение к рынку газа ЕС. Нам пришлось достаточно быстро перестраивать свою работу, чтобы соответствовать европейским правилам, в том числе Третьему энергопакету. Не думайте, что это было простое решение. Мы понимали, что предстоит кропотливая работа, чтобы доказать всем нашим партнерам, что украинская ГТС способна выполнять все обязательства и обеспечивать беспрерывность транспортировки газа.
Мы последовательны в выполнении взятых на себя обязательств и ожидаем партнерского отношения со стороны словацких и других европейских коллег. С Польшей и Венгрией мы смогли договориться об объединении точек и виртуальном реверсе. За первое полугодие 2020 г. виртуальный реверс из этих стран уже составил: через Польшу — 500 млн куб м газа, через Венгрию — 1.2 млрд куб м газа. Техническое межоператорское соглашение с "Газпромом" 30 декабря 2019 г. также заключено на основании европейских правил.
— Ваша роль в этих процессах? Как Вы ее видите?
— Меня наняли на работу в ОГТСУ затем, чтобы найти все возможности и каналы, с целью доказать и донести нашу правоту, если правда на нашей стороне. В данном случае мы это и сделали, проговорили со всеми участниками этой ситуации (удаленно). Никто нам ничего не должен, и никто нам за красивые глаза не пойдет на уступки. Поэтому мы действуем последовательно и системно как на внешнем, так и на внутреннем рынках, отстаивая свои позиции и права.
— Каким Вы видите решение проблемы со словацким оператором ГТС — Eustream?
— Если бы сегодня не было карантина, я бы уже поехала к нашим словацким партнерам и как минимум доподлинно узнала, почему они так упираются против виртуальной точки и виртуального реверса, почему не видят обоюдной выгоды? Виртуальный реверс — большой пирог, который можно разделить на выгодных условиях между всеми сопричастными сторонами. Очевиден возрастающий спрос на украинские подземные хранилища газа (ПХГ), где в режиме "таможенного склада" многим компаниям, включая крупные европейские, выгодно хранить свой газ. И это видят все участники рынка не только в Украине — оператор ГТС Украины предоставляет оперативные данные на всех информационных европлощадках.
Но такие истории, как недоговоренность со словацким оператором ГТС, снижают привлекательность этого направления. Трейдеры уже говорят, что если украинский и словацкий операторы ГТС не могут договориться, то есть другие точки и направления. Так кому выгодна такая ситуация, если в результате потеряют и Eustream, и ОГТСУ?
— Вы уже встречались с представителями словацкого Eustream?
— Сергей Леонидович постоянно ведет с ними переговоры. Я только приступила к работе и еще вникаю в детали. Хотя вызывалась поехать на переговоры, с меня корона не упадет. Но… ограничение перемещений, а дипломатический паспорт я уже сдала.
— Поспешили...
— Поспешила (улыбается).
К сказанному хочу добавить, что диверсификация направлений и совместных проектов важна как для Украины, так и европейских стран. Например, с Польшей открываются новые возможности со строительством второго терминала по приему LNG. Украинский оператор готов к сотрудничеству в этом направлении. Кроме того, разрабатываются проекты использования ГТС не только для традиционной транспортировки природного газа, но в перспективе и смеси водорода. Возможно, со временем это станет еще одним направлением работы смежных с нами операторов ГТС. Пока такие проекты разрабатываются на теоретическом уровне. В любом случае мы стремимся развивать отношения со всеми партнерами на взаимовыгодной основе.
— На недавней онлайн-конференции руководства ОГТСУ Вы назвали основные вызовы для украинской ГТС. Среди них - достройка газопроводов в обход Украины — "Северный поток-2", "Турецкий поток-2". Как в связи с этим разрабатывается стратегия развития ГТС Украины? Только на ближайшие пять лет? Что дальше?
— Безусловно, достройка обходных маршрутов — это самая большая угроза и вызов для Украины и ГТС. Увы, наше влияние на эти процессы ограничено. Два года назад, когда еще не было "Турецкого потока", а "Газпром" остановил на ремонт газопровод "Ямал-Западная Европа", он перебросил экспортные объемы газа на другие направления. Как и при остановке "Северного потока-1". Тогда "Газпром" резко увеличил объем транспортировки газа через ГТС Украины. А вот в этом году остановка "Северного потока-1" не привела к увеличению транзита в ЕС по украинскому маршруту, и это практическое подтверждение того, что уже сейчас "Газпром" может обойтись без ГТС Украины. Правда, частично благодаря тому, что в настороженном ожидании нового договора на транспортировку газа между "Газпромом" и украинской стороной с 2020 г. европейцы закачали максимальное количество газа в свои хранилища. Плюс теплая зима, падение спроса из-за коронавируса и, соответственно, цен на газ. "Газпром" остается нашим партнером и согласно контракту он обязался выкупить мощность для транзита 65 млрд куб м газа в этом году, а на период 2021-2024 гг. по 40 млрд куб м газа ежегодно. Но, все эти факторы обеспечивают всего до 40% загрузки украинской ГТС.
— Выгодный контракт для Украины?
— Взаимовыгодный. Если "Газпром" его не разорвет преждевременно. С вводом в эксплуатацию "Турецкого потока" украинская ГТС уже потеряла южное направление (Болгария, Румыния, Турция, страны Балканского полуострова). Вероятно, может потерять еще 15 млрд куб м ежегодной загрузки при достройке "Турецкого потока-2". Плюс неоднозначная позиция наших немецких партнеров в отношении достройки "Северного потока-2".
В этой связи уместно напомнить нашим европейским партнерам, что Украина — это не "задний двор" для Европы! Я очень часто говорила об этом европейским политикам, будучи депутатом.
— Похоже, европейцев устраивает такое положение дел…
— Но не устраивает нас! Если речь об общем рынке газа ЕС, партнером которого является ОГТСУ, то уважаемые европейские партнеры должны понимать, что газотранспортные мощности украинской ГТС рассчитаны на входящий объем 280 млрд куб м из РФ и 146 млрд куб м выхода в страны ЕС. Мы содержим в резерве десятки компрессорных станций, сотни газоперекачивающих агрегатов и других объектов инфраструктуры. Обслуживание этой системы требует огромных профессиональных усилий и финансовых затрат. Вы нам хотите оставить транспортировку 10 млрд куб м в год?! Разве это взаимовыгодное сотрудничество? Если общий европейский рынок газа, то должны быть учтены и наши интересы.
Газ был извечной проблемой для Украины — социальной и в отношениях с РФ ("Газпромом"). Прежде всего мы должны переосмыслить эти проблемы и понять, что ожидает нас через пять лет. Мне бы хотелось, чтобы все понимали — будущее ГТС не безоблачно. Без очень быстрых движений сегодня перспектив мало.
— Вы активно поддерживали "Укргаздобычу" и программу увеличения добычи газа в Украине 20/20, которая провалилась. Не жалеете о потраченном времени и усилиях?
— Нет, потому что, если бы не предпринятые "Укргаздобычей" меры, даже падение уровня добычи газа не удалось бы стабилизировать.
Если бы добыча газа в Украине значительно увеличилась, возросло бы использование газа промышленностью, что означало бы использование газа для производства продукции с добавочной стоимостью, которую можно продать и на внешних рынках. Для оператора ГТС это бы означало приложение сил на внутреннем рынке. Пока этого не происходит.
— Почему Вы считаете анбандлинг незавершенным? Есть риск утраты лицензии оператором ГТС Украины?
— Анбандлинг (отделение от НАК "Нафтогаз Украины" функций транспортировки газа и создание независимого оператора ГТС) было воспринято в Украине, как политическое решение. Мол, мы обязаны, и мы это сделаем. В Европе анбандлинг задумывался для создания конкуренции. В Украине же на самом деле преследовались две основные цели. Первая — добиться (иначе не скажешь) независимости оператора газотранспортной системы от других участников рынка, в том числе от материнской компании. Это требовалось и для продолжения транзитного контракта. Вторая — определить, кем и по каким правилам будет регулироваться оператор ГТС, то есть управляться высокодоходные государственные активы. В этом контексте важна реформа корпоративного управления, которая не завершена.
Газотранспортная система - это в основном трубы, а оператор ГТС — это люди, правила, инфраструктура (активы), финансы. Если одна из составляющих не соответствует или ее нет, то весь механизм дает сбой. Тогда, о чем мы говорим, если мы создали недееспособного оператора (у облгазов сохранилась возможность накапливать миллиардные долги за газ теперь и перед новым оператором ГТС)?
Я хочу, чтобы оператор ГТС стал символом Украины, который работает настолько же четко и надежно, как работают швейцарские часы.
Оператор ГТС стабильно функционирует, приносит прибыль собственникам (народу Украины) и при этом участники рынка (добывающие компании, трейдеры) могут зарабатывать прибыль. Не в ущерб и не за счет оператора и граждан. Пока такой механизм небезупречен. Есть над чем работать.
— ОГТСУ хранит газ, закупаемый для производственно-технических потребностей, в ПХГ, которые остались (после анбандлинга) у "Укртрансгаза". Какие отношения между оператором и УТГ?
— Да, газ ОГТСУ хранит в подземных хранилищах УТГ (дочерней компании "Нафтогаза"). Отношения с "Укртрансгазом" сугубо коммерческие — мы платим за хранение газа. И прилагаем все усилия, чтобы никто не мог поставить под сомнение дееспособность оператора газотранспортной системы Украины. Он должен быть неприкасаемым, как священная корова.
Досье "ЭнергоБизнеса"
Ольга Белькова — директор по вопросам взаимодействия с государственными регуляторными органами и международными организациями ООО "Оператор ГТС Украины"
Образование: Черкасский государственный технический университет (1997 г.), экономист; Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко (2001 г.), юрист; Harvard Kennedy School of Government (2011 г.), магистр государственного управления.
Карьера: заместитель директора международной программы Junior Achievement International в Украине; директор по финансовым и административным вопросам в компании Land O'Lakes (маркетинговый проект в области сельского хозяйства, спонсируемый USAID в Украине); директор по международным проектам управленческой команды Фонда Виктора Пинчука; управляющий бизнес-партнер акселератора EastLabs.co.
С декабря 2012 г. по июнь 2020 г. — депутат Верховной Рады. В 2012-2014 гг. — член фракции "УДАР В. Кличко"; в 2014-2019 гг. — заместитель председателя Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, член фракции Блока Петра Порошенко; в 2019-2020 гг. — член фракции партии "Батькивщина", член Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики; с 24.06.20 г. — директор по вопросам взаимодействия с государственными регуляторными органами и международными организациями ООО "Оператор ГТС Украины".