Операционный дисбаланс
Внедрение суточного балансирования в Украине получилось с национальными особенностями и конфликтом интересов
Участники онлайн-конференции "Балансирование рынка газа — поиск равновесия", организованной "ЭнергоБизнесом" 28 апреля, обсудили основные болевые точки балансирования рынка газа, причины и возможные варианты разрешения проблем. Поделились собственным опытом и практиками балансирования в европейских государствах, способами регулирования и нюансами взаимоотношений с Оператором ГТС. Заочным участником этой дискуссии можно считать генерального директора ООО "Оператор ГТС Украины" Сергея Макогона. Накануне в разговоре с "ЭнергоБизнесом" он подробно рассказал о своем видении роли ОГТСУ и остальных участников рынка газа, о законодательных и регуляторных перспективах балансирования и развития газотранспортной системы.
Алла ЕРЕМЕНКО
О коммерческом балансировании
Принятая парламентом модель рынка газа, появление сотен трейдеров различных форм собственности и юрисдикций, совершенствующиеся правила работы на нем, Кодекс ГТС, имплементация в украинское законодательство Третьего энергопакета и Регламента ЕС №312/2014 — все это обуславливает особенности трансформации энергосектора, которые характеризуются уже не только изменениями в лексике и появлением новых понятий.
Услугу балансирования предоставляет Оператор ГТС на основании договора купли-продажи газа, необходимого для урегулирования краткосрочных колебаний спроса и предложения на природный газ, что не является краткосрочным стандартизированным продуктом. ОГТСУ обеспечивает физическое (сохранение необходимого соотношения физически поступившего в систему и отобранного газа) и коммерческое балансирование (определение и урегулирование небаланса, возникающего из-за разницы между объемами газа, поступившего через точки входа, и отобранного через точки выхода в разрезе заказчиков услуг транспортировки, выполняемой на основе аллокации).
Несмотря на то, что за почти полтора года большинство участников рынка научились качественно прогнозировать портфолио балансирования (совокупность подач и отборов заказчика услуг транспортировки газа), включая ценовое коррегирование, основная проблема балансирования непосредственно связана с куплей-продажей природного газа, необходимого для урегулирования колебаний спроса. Денег стоит не только газ, но и сама услуга. И хотя плата за балансирование, позитивные и негативные небалансы, алгоритм ее расчета прописаны в Кодексе ГТС и Законе "О рынке природного газа", на практике участники рынка сталкиваются с массой нестыковок. Особенно при определении платы за суточное балансирование Оператором ГТС. При толлерансе в 3%, разнице в цене покупки/продажи газа для покрытия небалансов в 20%, поставщики газа, особенно сравнительно небольшие, должны проявлять чудеса находчивости, чтобы работать хотя бы с минимальной прибылью.
Применение принципа нейтральности отложено на год в связи с долгами участников рынка перед Оператором ГТС, сформированными с 1 января 2020 г. и достигшими к 28 апреля 10 млрд грн. Отдельная категория должников — предприятия теплокоммунальной энергетики (ТКЭ), суммарные долги которых перед "Нафтогазом Украины", поставляющим газ предприятиям ТКЭ в рамках ПСО, превышает 86 млрд грн. Без разрешения существующей долговой проблемы ТКЭ и выхода их на рынок газа проблема долгов будет только усугубляться и непременно скажется на балансе ГТС, а значит и на стабильности работы ОГТСУ. И это не считая 44 млрд грн безнадежных долгов, накопленных в период 2015-2019 гг. и камнем лежащих на балансе бывшего оператора ГТС — "Укртрансгаза".
Поставщики газа говорят, что Оператор газотранспортной системы незаконно получает прибыль за счет большой разницы в ценах балансировки, при этом практически не осуществляя балансировки как таковой на рынке природного газа.
Об этом заявил президент Ассоциации "Недропользователи Украины" Роман Сторожев в ходе онлайн-конференции на тему "Балансирование на рынке газа — поиск равновесия".
"Сегодня трейдеры платят неизвестно за какую услугу, я бы сказал, это не услуга (балансировки), у нас просто дешево покупают газ и нам также просто дорого продают его. На сегодня мы имеем такие цены, что разница между покупкой и продажей газа составляет порядка 40%. Хотя декларируется, что на балансировке ОГТСУ ничего не зарабатывает, а мы видим, что разница есть — 40%. Из них 2 000 грн забирает ГК "Нафтогаз", хотя физически балансировка осуществляется не так часто", — заявил Р. Сторожев.
Несмотря на разрешение выходить на биржу для Оператора ГТС, эта процедура только в процессе согласования документов с Украинской энергетической биржей и, прежде всего, с НКРЭКУ. Но даже если в течение ближайших недель все разрешения будут согласованы, в этом году ожидать выхода ОГТСУ на биржу не стоит — Оператор заключил годовой контракт с газопоставляющей компанией "Нафтогаз".
Заработки на балансировании
Участники газового рынка заявляют, что несут убытки из-за необоснованно высокой стоимости услуг Оператора ГТС. Речь идет о маржинальных ценах покупки положительных и отрицательных небалансов газа, по которым работает оператор ГТС.
Генеральный директор компании Axpo Ukraine Сергей Онищук сравнил балансирующие цены венгерского Оператора ГТС с украинским. По его словам, разница между ценой закупки и продажи в Венгрии ежедневно составляет 11-13%, в то время как в Украине она достигает 40%.
"При этом мы говорим и Кодексом ГТС определено, что Оператор не должен зарабатывать на действиях балансировки, он не должен получать выгоду. Но мы видим, что выгода есть. Хоть и говорят, что ее нет", — подчеркнул С. Онищук. Участники рынка открыто сомневаются, что Оператор ГТС на самом деле приобретает газ и подает его в ГТС для балансировки. Отсюда вывод о необоснованности у ОГТСУ огромной маржи.
"Идея нейтральности состоит в том, что Оператор не имеет права получать доход или нести убытки от предоставления услуг балансирования. У нас есть 20% наценки, поэтому теоретически доход у нас может быть. Однако с учетом того, что с нами не рассчитываются другие участники рынка, облгазы и т. д., у нас издержки, которые мы не можем собрать", — констатирует гендиректор ОГТСУ Сергей Макогон. И настаивает на солидарной ответственности участников рынка, что может отсрочить на более длительный срок запланированное на октябрь применение принципа нейтральности: "Если с нами облгазы не рассчитаются на сумму 10 млрд грн, то это выходит на каждого трейдера очень значительная сумма".
В свою очередь, С. Онищук добавляет, что вопреки взятым обязательствам, ОГТСУ не предоставляет поставщикам данных о фактическом потреблении газа их клиентами. Вследствие этого поставщик не может успешно осуществлять суточную балансировку.
Он отметил, что из-за действий Оператора ГТС Украины в прошлом месяце его компания теряла до 60 грн на каждой тысяче куб м газа. По его словам, эта сумма в среднем соизмеряется с объемом маржи поставщика, и в конечном итоге такие потери отражаются на стоимости ресурса для конечного потребителя.
"Этим методом балансирования убивается любая маржинальность… Будет поднята цена, так как поставщик не может работать в убыток и будет пытаться переложить стоимость балансирования на конечного потребителя", — констатировал эксперт.
У С. Макогона несколько иное видение. "В цивилизованных странах действует принцип нейтральности. Это означает, что если по результатам определенного периода Оператор что-то заработал на балансировании, то он должен вернуть эти деньги рынку. Но если понес убытки, то все участники рынка должны ему компенсировать эти потери. У нас в тарифе не заложены средства, чтобы покрыть убытки, если кто-то с нами не рассчитается… Если все участники рынка будут понимать, что правила и ответственность для всех будут солидарны, то они сами будут требовать от НКРЭКУ внедрения более жесткого регулирования, чтобы компании-однодневки не паразитировали", — говорит он.
Между тем участники газового рынка заявляют, что несут убытки из-за необоснованно высокой стоимости услуг Оператора ГТС. "Реальность расходов Оператора ГТС на балансировку системы остается сомнительной. Например, в феврале он не совершал отбор газа из ГТС, поэтому не имеет индикативов для расчета маржинальной цены. И в другие периоды мы не видим реальности балансирующих действий. Оператор ГТС должен был приобрести газ и сбалансировать систему физически", — считает юрист, адвокат по вопросам энергетики Олег Бакулин.
Способ, которым ООО "Оператор ГТС Украины" осуществляет балансировку рынка, негативно сказывается на сегменте независимых поставщиков газа и делает их деятельность убыточной.
"Сейчас на рынке есть маржинальные цены и есть услуга балансировки. Последняя стоит около 2000 грн/тыс куб м, которые получает НАК "Нафтогаз Украины". И хотя декларируется, что Оператор ГТС не зарабатывает на балансировании, мы видим разницу в 40% между маржинальной ценой выкупа положительных небалансов и продажи отрицательных. Впрочем, физически балансировка ГТС происходит не так часто. Фактически, трейдеры платят за непонятную услугу", — говорит Р. Сторожев.
Речь идет о том, что Оператор ГТС далеко не всегда осуществляет подачу приобретенного газа в ГТС для того, чтобы ее сбалансировать. Впрочем, участники рынка исправно получают счета за мнимые услуги государственной компании.
"Я считаю, что Оператор ГТС должен доказать обоснованность своих расходов на балансировку рынка, — говорит О. Бакулин. — Компания должна показать участникам рынка все свои реальные расходы. Тем более, что Верховный Суд обязал Оператора ГТС это сделать".
Такая искаженная ситуация на рынке негативно сказывается на ликвидности участников рынка, а услуга балансировки приводит к убыткам, которые переводятся на конечного потребителя.
И еще один оператор
Исправить ситуацию мог бы независимый Оператор рынка. Член НКРЭКУ Оксана Кривенко считает, что можно было бы передать функции по балансировке рынка газа от Оператора ГТС к новому субъекту — Оператору рынка. В ходе онлайн-конференции О. Кривенко отметила, что на рынке природного газа пока отсутствует субъект, который должен был урегулировать все коммерческие вопросы, а также его балансировку. Такой субъект создан на рынке электроэнергии. И Регулятор готов работать над созданием Оператора рынка газа. Член НКРЭКУ заметила, что при этом Оператор ГТС и Операторы ГРС будут выполнять только технические функции, а коммерческую балансировку рынка может осуществлять Оператор рынка.
"Вопрос балансировки рынка можно передать Оператору рынка, а Оператор ГТС будет решать технические проблемы, то есть выполнять физическое балансирование системы. Это было бы оптимальным решением и упростило бы решение многих вопросов на рынке природного газа. Но для этого необходимо внести изменения в Закон "О рынке природного газа", — отметила О. Кривенко.
Трейдеры vs Оператор
"Регулятор пишет законодательство, которое дает возможность оператору ГТС получать необоснованные деньги по необоснованной цене и тем самым получать повышенный доход. Поэтому ни Регулятор, ни государственные компании не заинтересованы в развитии рынка частных поставщиков и делается максимально все, чтобы рыночные компании были уничтожены на этом рынке", — заявил Владимир Шведкий, директор "Энерджи Трейд Групп".
Трейдеры, подавшие иски к ОГТСУ, были оштрафованы Регулятором, который по заявлению Оператора в 2020 г. срочно провел проверки поставщиков газа. По данным трейдеров, штраф за несбалансированность их портфолио в тот период составил 850 млн грн. Частные поставщики газа удивляются, что в действиях "Нафтогаза", который также имел небалансы и на который жаловались и жалуются трейдеры, Нацкомиссия не нашла "абсолютно никаких" нарушений.
К Оператору ГТС у трейдеров также есть вопросы по поводу летних небалансов 2020 г. "Кодекс ГТС, которым руководствуется Оператор ГТС, в этот период не менялся, ОГТСУ в течение нескольких месяцев успешно подтверждал небалансовые номинации. А затем успешно начал их отклонять. Вопрос: чем они руководствовались, когда допускали это? Ведь мы помним, что изменения в Кодекс ГТС об изменении толеранса (с 10% до 3%) были внесены только через несколько месяцев. Этот вопрос мы задавали и на открытом заседании НКРЭКУ, где рассматривался этот вопрос, но ответа не получили… При этом участники рынка видят, что обращения ОГТСУ к Регулятору рассматриваются оперативно, назначаются штрафы и проверки, чего нельзя сказать о зеркальных действиях Регулятора по отношению к другим участникам рынка", — рассказал Андрей Мизовец, президент Ассоциации "Газовые трейдеры Украины" (объединяет около 30 компаний).
Несмотря на озвученные участниками рынка газа и другие существующие проблемы, член НКРЭКУ О. Кривенко считает, что Регулятор достаточно оперативно реагирует на изменение ситуации и вносит соответствующие правки в действующие регуляторные акты. Она согласилась с трейдерами относительно того, что избранная модель рынка газа далека от совершенства и требует своевременных изменений. Но решение этой задачи - за парламентом.
Что же касается Регламента ЕС №312/2014, отметила О. Кривенко, Нацрегулятор планомерно работает над его имплементацией. При этом член НКРЭКУ в ответ на претензии поставщиков газа по поводу избирательности Регулятора и "политики протекционизма ОГТСУ" заметила, что сами участники рынка, в отличие от того же Оператора ГТС, не потрудились письменно предоставить свои аргументированные предложения ни по одной из упомянутых проблем или в отношении регламентных документов.
Между тем Регулятор выступает третьей стороной в апелляционных и кассационных судебных разбирательствах на стороне ОГТСУ. С одной стороны, это логично — НКРЭКУ обязана следить за соблюдением лицензионных требований трейдерами. С другой, отмечают юристы, участие в судебных разбирательствах на стороне одного участника и ответчика — Оператора ГТС при определенных условиях может расцениваться как опосредованное давление на суд.
Отметим, что весной 2020 г. между поставщиками газа и Оператором ГТС Украины возникли споры, которые длятся до сих пор. Причем по большинству исков суд первой инстанции — Хозяйственный суд Киева и Пивничный апелляционный хозяйственный суд (с различным составом судей) приняли решения в пользу поставщиков газа. В реестре судебных дел насчитывается десятки подобных дел, находящихся на разной стадии рассмотрения.
Оператор ГТС оспаривает эти решения в кассационном порядке в Верховном Суде.
По версии трейдеров, спор возник из-за того, что Оператор ГТС в феврале 2020 г. в одностороннем порядке задним числом "существенно изменил условия договора — стоимость газа, приобретенного у ОГТСУ в январе 2020 г., вследствие чего трейдеры недополучили стоимость позитивного небаланса за предыдущий газовый месяц, то есть возникла задолженность в заявленном размере".
ООО "Оператор газотранспортной системы Украины" обратилось с кассационными жалобами, в которых "просит отменить решения судов и отказать в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным применением судами гл. 6 Раздела ХІV Кодекса ГТС" и положений Закона "О рынке природного газа".
По версии ОГТСУ, "в январе 2020 г. группа частных газовых трейдеров создала позитивные небалансы, нарушая требования Кодекса ГТС. Т.е. они подали в ГТС большие объемы газа, чем требовалось их клиентам. Согласно Кодексу ГТС, поставщик должен самостоятельно урегулировать такие небалансы путем продажи газа на свободном рынке, но эти компании создали обстоятельства, при которых ОГТСУ был вынужден выкупать эти излишки газа по цене выше рыночной".
Общий объем требований трейдеров составляет около 350 млн грн позитивных небалансов.
В тот же период были и негативные небалансы — когда участники рынка, в основном облгазы, утверждает генеральный директор Оператора ГТС, отбирали газ из ГТС в объемах, превышающих подачу газа в систему. "Следуя такой логике, ОГТСУ должен пересчитать эти небалансы в сторону увеличения задним числом и для облгазов, что может привести к увеличению тарифа на распределение для населения", — говорит С. Макогон.
Возможная сумма перерасчета — около 152 млн грн негативных небалансов.
На рынке газа Украины работают более 800 трейдеров (хотя лицензии НКРЭКУ имеют около 1200 компаний разной формы собственности), обслуживающих 12.6 млн потребителей.
Оператор ГТС обязан поддерживать необходимый уровень давления в системе и физически балансировать ГТС. Позитивный небаланс создается в ГТС, если в течение суток из нее газа вышло больше, чем вошло; негативный — при обратных условиях.
Суды первой инстанции и апелляционные суды удовлетворили иски трейдеров на том основании, что предварительную оплату за суточный небаланс считают окончательной платой согласно порядку формирования маржинальной цены продажи газа.
20 апреля 2021 г. Кассационный хозяйственный суд в составе Верховного суда Украины вынес первое постановление в споре между частным ООО "ТАС Энергия Краины" против государственного ООО "ОГТСУ" о взыскании средств за суточные небалансы за январь 2020 г.
Верховный Суд (ВС) решил считать, что предварительная стоимость является ориентировочной (от слова "предварительная") и не указывает на ее окончательность. Маржинальная цена, по которой ОГТСУ выкупает позитивные небалансы, должна отвечать затратам компаний и стоимости газа, приобретенного для этих целей.
Однако ВС не уполномочен рассматривать и толковать аргументы сторон, а может только отправить дело в суд первой инстанции на новое расследование, обязав рассмотреть всю полноту фактов и обстоятельств согласно законодательству.
Это еще не означает, что при повторном рассмотрении решение будет принято в пользу ОГТСУ.
Тем не менее, в сообщении ОГТСУ от 5 мая генеральный директор Сергей Макогон заявил: "Постановление кассационной инстанции на этом этапе рассмотрения — победа ОГТСУ. В настоящее время трейдеры пытаются фактически заставить Оператора ГТС заплатить им за газ на 26% выше рыночной на тот момент цены. НКРЭКУ также подтвердила, что действия Оператора ГТС являются абсолютно оправданными, а частные трейдеры нарушили требования законодательства и Кодекса ГТС. Мы не позволим частным трейдерам наживаться на госкомпании. Налоги с доходов ОГТСУ, а это 14.9 млрд грн по итогам прошлого года, поступают в госбюджет. Частные же компании всеми правдами и неправдами стремятся наполнить собственные карманы. Справедливость, доказательства и в конце концов закон — на стороне Оператора ГТС".
Впрочем, хотелось бы верить, что закон один для всех, в том числе для всех участников рынка. Тем более, что частные трейдеры также платят налоги.