Развивающиеся страны выходят в "зеленые" лидеры

Китай и Индия заняли первые места по конкурентоспособности ВИЭ

Одна из крупнейших в мире аудиторских компаний, британская EY (бывшая Ernst & Young), опубликовала очередной Индекс привлекательности стран в области возобновляемой энергетики (Renewable Energy Country Attractiveness Index, RECAI).

Владимир МИХАЙЛОВ

Индекс представляет собой рейтинг сорока стран по привлекательности для инвестиций в возобновляемую энергетику. Рейтинг составляется на основе ряда показателей – технологических, рыночных и макроэкономических – с 2003 г., и последний выпуск стал юбилейным, пятидесятым.

Поскольку от выпуска к выпуску позиции стран меняются, это дает возможность отслеживать некоторые тенденции в сфере возобновляемой энергетики. В частности, заметно, что Европа постепенно теряет лидерство в конкурентоспособности в пользу Китая.

Китай в 2017 г. также опередил США и, видимо, сохранит лидерство в обозримом будущем, поскольку страна взяла курс на декарбонизацию экономики. За последние полгода в Китае введено в эксплуатацию 21 ГВт СЭС, власти ставят целью закрыть или приостановить 106 ГВт угольных ТЭС и в перспективе ограничить использование двигателей внутреннего сгорания.

Место европейских стран

Среди европейских стран лидирует Германия, сохраняющая четвертое место в рейтинге после Индии (второе место) и США (третье).

"После Китая и США немецкий рынок наземных ВЭС, вероятно, является следующим крупнейшим рынком на данный момент, а аукционы успешно способствуют привлечению новых мощностей. Добавьте к этому, что Германия имеет самый большой рынок рекуперации в мире и второй по величине рынок оффшорных ВЭС после Великобритании. Мы не видим существенных изменений в этой позиции ВЭС для Германии", - поясняет Фил Домини, помощник директора EY по корпоративным финансам в энергетике и инфраструктуре. Германия также продолжает оставаться лидером в Европе по привлекательности солнечной энергетики, хотя это далеко не Китай, США и Индия, отмечает он.

На пятом месте – Австралия, шестое место занимает Франция. По сравнению с прошлым индексом, опубликованным в начале этого года, ее рейтинг вырос на два пункта, что авторы рейтинга связывают с политикой президента Макрона по поддержке возобновляемых источников энергии

Седьмое, восьмое и девятое места занимают, соответственно, Япония, Чили и Мексика. На десятом – еще одна европейская страна, Великобритания, правительство которой недавно также подтвердило намерение финансировать до 557 млн фунтов стерлингов в новые проекты в области возобновляемых источников энергии в 2019 г.

Следующая европейская страна – Дания – лишь на 14 месте, Нидерланды – на 15-м, Италия – на 18-м. Португалия замыкает первую двадцатку.

Таким образом, в первой двадцатке – лишь семь европейских стран. Еще шесть – во второй. Всего на Европу приходится около трети участников индекса.

"В целом за последние пять лет позиции европейских стран снизились в индексе, в то время как развивающиеся рынки, такие как Китай, Индия, Чили и Мексика, поднялись", - говорит Ф. Домини. "Страны Восточной Европы еще не оправились от значительных провалов, в то время как южные европейские страны, такие как Испания и Италия, по-видимому, восстанавливаются, поскольку солнечные проекты достигают сетевого паритета", - комментирует он. В индекс не включена ни одна восточноевропейская страна, а из стран СНГ – только Казахстан, и то он на последнем, сороковом месте.

Индекс и Украина

Украины в рейтинге сейчас нет, хотя в 2012-2013 гг. ее позиция поднималась где-то до середины рейтинга. Последний раз ей удалось попасть в него в 2014 г. – на "почетное" последнее место, которое сейчас занимает Казахстан. Конечно, в отчете не говорится, почему наша страна из него выпала. Политика поддержки возобновляемой энергетики в Украине принципиально не менялась, следовательно, в выпадении страны из рейтинга виновны другие факторы.

В 2015 г. представительство EY в Украине опубликовало пресс-релиз, в котором, в частности, отметило, что "в связи со сложной макроэкономической ситуацией и неопределенностью с "зеленым" тарифом, Украина была вытеснена из топ-40 другими странами с переходной экономикой, которые за последние полгода внедрили прогрессивные инструменты поддержки возобновляемых источников энергии".

Неопределенная политика в отношении местной составляющей (оборудования, продукции и услуг) в проектах также приводит к потере интереса со стороны потенциальных инвесторов, отметили эксперты EY. Спасти ситуацию могли бы как улучшение общего инвестиционного климата в стране, так и конкретные шаги со стороны Министерства энергетики и угольной промышленности и регулятора. К таким шагам, в частности, относится построение стратегии дальнейшего развития отрасли с учетом перспектив совершенствования энергорынка и технологий возобновляемой энергетики, а также возможностей и прогнозов развития украинской экономики.

Значение государственной политики

Лидеры рейтинга занимают более-менее устойчивые позиции, хотя и меняются местами. Первые пять позиций занимают те же страны, что и в начале года. Второе и третье места Индии и США в какой-то степени ставятся под угрозу пересмотром политики в этих странах. США, как известно, уже не хотят верить в глобальное потепление и платить за это. "Солнечный" рынок в этой стране поставлен под угрозу неопределенностью политики.

С другой стороны, позиции стран Ближнего Востока и Северной Африки (в частности, таких как Марокко, Египет и Саудовская Аравия) растут. В индексе впервые появился Алжир, заняв 38-ю позицию.

"Индекс показывает, что государственная политика играет ключевую роль в стимулировании развития возобновляемых источников энергии во всем мире. Поскольку становится все более очевидно, что эпоха устаревших моделей энергоснабжения уходит, страны соперничают за свое место в будущем чистой энергии", – комментирует Бен Уоррен, руководитель отдела корпоративных финансов EY Global Power & Utilities и главный редактор индекса RECAI.

Прогнозы

Кроме собственно индекса с краткими комментариями об изменении позиций некоторых стран, опубликованный документ содержит несколько статей обзорного характера и тематических материалов о тенденциях в ряде стран. Один из разделов посвящен будущему возобновляемой энергетики и написан главным редактором Bloomberg New Energy Finance Ангусом МакКроном, который на основе последнего отчета Bloomberg New Energy Outlook дает несколько прогнозов. Основным из них является дальнейшее падение стоимости "зеленых" технологий. К 2040 г. расчетная стоимость электричества, выработанного на новых солнечных мощностях, снизится на 66%. Стоимость наземных ВЭС снизится на 47%, оффшорных – на 71%. Эти сокращения затрат привлекут значительные инвестиции и ускорят расширение возобновляемых источников энергии. ВЭС и СЭС уже сейчас являются экономически выгодными опциями создания новых генерирующих мощностей, а к 2030 г. новые ВЭС и СЭС также начнут снижать стоимость выработки электроэнергии на существующих сейчас угольных ТЭС в некоторых странах. К 2040 г. на ВЭС и СЭС будет приходиться уже 48% установленной мощности и 34% мирового производства электроэнергии.

Электрификация транспорта будет происходить все более интенсивно, а к 2030 г. первоначальные расходы на приобретение электромобиля уже будут ниже, чем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Изменения затронут не только генерацию и транспорт. По сравнению с традиционной генерацией возобновляемая энергетика создает больше рабочих мест при производстве оборудования и строительстве мощностей, но меньше во время фазы эксплуатации. Электромобили окажут большое влияние на занятость. Их проще производить и обслуживать, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Сами они тоже проще: в силовой передаче Chevrolet Bolt 24 движущихся частей, а в обычной машине – 149.

Нефтедобывающие страны в значительной степени потеряют доходы. Развитие возобновляемой энергетики создаст большие возможности в других сферах – хранения энергии, микросетей, трансформации энергоснабжения жилищ, интеграции распределенной энергетической системы. В этих отраслях будут создаваться рабочие места, зарабатываться деньги, сюда будут приходить инвестиции.

Модель рынка электроэнергии будет меняться, говорит Б. Уоррен, руководитель глобальной практики услуг EY по сопровождению сделок в сегменте чистых технологий. Заканчивается время жизни существующей модели, при которой коммунальные предприятия стремятся обеспечить растущий объем товарного продукта, конкурирующего, прежде всего, по цене. Исторически сложилось так, что крупные коммунальные предприятия сосредоточились на выполнении крупных долгосрочных инженерных проектов – строительстве и эксплуатации электростанций, а также сетей передачи и распределения. Об отношениях с клиентом они думали далеко не в первую очередь. В условиях рынка, который изменяется относительно технологий, эти отношения должны оказаться на первом месте. Поставщик услуг будущего интегрирует потребителей в намного более динамичную энергосистему, объединяющую хранение энергии, малую "зеленую" энергетику домохозяйств и существующее сетевое энергоснабжение. Благодаря интеллектуальным счетчикам и т.н. Интернету вещей успешные поставщики услуг будут иметь возможность более тесных отношений со своими клиентами, давая им возможность участвовать в оказании услуг с более высокой добавленной стоимостью.


Индекс привлекательности стран в области возобновляемой энергетики (Renewable Energy Country Attractiveness Index), октябрь 2017.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2024. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt