Метан без границ

Европейская Комиссия обнародовала Коммюнике о стратегии Евросоюза и мерах по снижению выбросов метана

Коммюнике о стратегии Евросоюза сравнительно короткое — на 20-ти страницах и не является нормативным актом или точным перечнем действий. Это, скорее, "теоретическое обоснование" и постановка рамочной задачи, во исполнение которой в ближайшие годы ЕС будет разрабатывать новые нормативные акты в сфере охраны окружающей среды, а также выделять средства на разнообразные природоохранные меры. Украина, как страна-партнер ЕС, будет непосредственно задействована в выполнении планов Союза по борьбе с метановыми выбросами.

Катерина ПРИЩЕПА

Метановая стратегия ЕС — это один из серии документов, которые Еврокомиссия разработала в рамках продвижения своего глобального плана инвестиций в экологические программы так называемой политики Green Deal (Зеленая сделка). Нынешний состав Европейской Комиссии под руководством Урсулы фон ден Ляйен представил ЕС Green Deal, как один из своих приоритетов, в декабре прошлого года. Заявленной целью этой стратегии является достижение так называемой климатической нейтральности ЕС к 2050 г. — создание нормативной базы и внедрение технологий, которые сократили бы до минимума или сделали возможным компенсацию антропогенных факторов на климат. Реализовать эту политику собираются, в частности, за счет инвестиционного плана Green Deal, который обещает ассигнования минимум в объеме EUR 100 млрд на новые энергетические технологии и инфраструктуру в период 2021-2027 гг. (период реализации очередного семилетнего бюджета ЕС).

Экономический кризис в результате коронавирусных локдаунов стал вызовом для ЕС и национальных правительств стран-членов ЕС, но одновременно и поводом для лидеров ЕС использовать инвестиции, нацеленные на снижение климатического влияния ЕС как экономического стимула для Союза. Выполнение стратегических климатических планов ЕС потребует значительных инвестиций в новые энергетические технологии, строительство новой инфраструктуры и развитие технологий и систем отслеживания выбросов.

На сегодня власти ЕС уточняют детали расходования так называемого фонда восстановления ЕС. Фонд — это план, как израсходовать в период с 2021 по 2027 гг. до EUR 750 млрд на разнообразные меры по восстановлению экономической активности после эпидемии коронавируса. Финансирование разнных проэкологических видов активности будет одним из важных элементов плана.

Долгое время главным предметом внимания СМИ и властей с точки зрения борьбы со сменой климата была двуокись углерода — первый по объемам выбросов парниковый газ. Однако в последнее время внимание к метану, как причине смены климата, повысилось. На сегодня считается, что метан является вторым по влиянию парниковым газом — главным образом потому, что объемы его выбросов ниже, чем выбросы двуокиси углерода. Однако сегодня ученые заявляют, что по силе парникового эффекта метан более опасный газ.

По оценкам ученых, около 40% мировых выбросов метана имеют природное происхождение — например, в болотистых местностях и тропических лесах. Однако большая часть выбросов имеет антропогенное происхождение. Среди главных источников антропогенных выбросов метана основным по объему является сельское хозяйство — скотоводство, выращивание риса, отходы других отраслей сельского хозяйства. Они совместно отвечают примерно за 40% выбросов. Энергетическая сфера по объемам выбросов метана занимает почетное второе место, отвечая примерно за 30% выбросов (около 9% в угледобыче и 20% в нефтегазовой сфере). Среди других значимых источников выбросов метана — сточные воды, полигоны бытовых отходов. Среди причин выбросов метана в энергетической сфере — особенности технологии, когда выбросы газа являются побочным эффектом добычи, либо потери происходят на этапе хранения и транспортировки. В самом ЕС структура выбросов метана отличается от мировой. Здесь больше 50% выбросов — это результат работы сельского хозяйства, 26% — отходы, и только 19% — энергетическая сфера.

На сегодня официальная цель ЕС — сокращение выбросов метана на территории Союза к 2030 г. на 29% больше по сравнению с 2005 г. Однако в Коммюнике Европейская Комиссия заявляет, что последние исследования о темпах изменения климата и новые планы ЕС по достижению климатического нейтралитета к 2050 г. потребуют сокращения выбросов метана в ЕС на 35-37% (по сравнению с 1990 г.) к 2030 г. В ЕК также надеются, что на глобальном уровне выбросы метана удастся к 2050 г. сократить на 50% по сравнению с 1990 г.

При этом экоактивисты в ЕС постоянно подчеркивают, что во многих смыслах ЕС просто "передает" свои выбросы метана в другие регионы мира, поскольку значительная часть энергоресурсов, потребляемых в ЕС, добывается вне его границ, а значит, выбросы, непосредственно связанные с промышленностью и индивидуальными потребителями в ЕС, просто остаются в других регионах мира. Учитывая общую настроенность представителей ЕС стать мировыми лидерами в борьбе с изменениями климата, очевидно, что усилия по сокращению выбросов парниковых газов не будут ограничиваться только территорией Союза.

Как и большинство глобальных инициатив ЕС, планы по снижению загрязнения атмосферы парниковыми газами будут означать вовлечение в их реализацию непосредственных географических соседей Союза и уж точно государства, которые поддерживают с ЕС более тесное сотрудничество (например, в рамках Соглашений об Ассоциации). Само Коммюнике о метановой стратегии ЕС заявляет, что ЕС предпримет действия, направленные на снижение выбросов метана в энергетической сфере, сельском хозяйстве и утилизации отходов в сотрудничестве со странами-партнерами и международными организациями. Главными партнерами в стратегии ЕС по части сокращения выбросов метана в энергетике названы страны — крупнейшие производители ископаемых источников энергии, а также их крупнейшие потребители. Однако ими список партнеров не ограничивается.

ЕС реализует масштабные планы, в частности, меняя свои требования к условиям производства или качеству продукции, которая допускается на рынок ЕС, к условиям работы компаний непосредственно в ЕС. Примером из недавнего прошлого для украинских производителей может служить процесс внедрения требований к химической продукции в рамках пакета REACH (система ЕС по регистрации, сертификации и допуску на рынок химической продукции).

Но кроме непосредственных рыночных и регуляторных мер, ЕС также предпринимает шаги по влиянию на политику в странах-партнерах. Для Украины такие шаги могут предприниматься в рамках политики Восточного Партнерства. Эту политику-программу в ЕС официально запустили в 2006 г., и на сегодня она распространяется на шесть бывших советских республик: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину. В рамках этой политики ЕС выделяет финансовые средства и техническую помощь на реализацию в странах региона программ и действий, которые могут представлять совместный интерес для ЕС и этих стран. В ЕС считают, что работа над реализацией действий по борьбе со сменой климата относится именно к таким программам. Кроме того, по условиям Соглашения про Ассоциацию между Украиной и ЕС, Украина обязалась максимально приблизить национальное законодательство в сфере охраны окружающей среды к нормам права ЕС. Причем характер этого соглашения предусматривает, что Украина будет обновлять национальное законодательство вслед за существенными изменениями в правовых нормах ЕС. Другими словами, Соглашение об Ассоциации предусматривает постоянное динамичное изменение украинских природоохранных требований в соответствии с изменениями в ЕС. Метановая стратегия прямо говорит о планах ЕС предоставить техническую помощь странам-партнерам среди потребителей ископаемых источников энергии, чтобы последние разработали и внедрили новое законодательство в сфере мониторинга и контроля над выбросами метана.

За первые двадцать лет независимости объём эмиссий парниковых газов в Украине сократился на 55%, что практически автоматически сделало Украину передовиком в деле борьбы за здоровый климат. Однако в последние годы страна наращивает выбросы парниковых газов — за счет роста производства в отдельных отраслях, а также, к сожалению, в результате износа оборудования в некоторых из них.

По данным Агентства США по международному развитию, на середину 2010-х годов главным источником выбросов парниковых газов в Украине была энергетическая сфера, отвечая более чем за 90% выбросов. При этом главный прирост выбросов метана по прогнозам будет происходить именно в энергетической сфере — за счет роста добычи и за счет транспортировки энергоресурсов. Поэтому главным объектом регуляторного интереса ЕС в Украине, вероятнее всего, будет энергетическая сфера.

На сегодня метановая стратегия ЕС — это только заявка о планах, но учитывая роль, которую Еврокомиссия отводит инвестициям в чистую энергетику как двигателю возобновления экономической активности в ЕС после эпидемии коронавируса, следует ожидать быстрого прогресса в этом направлении в ЕС. Учитывая также, что Украина инициировала недавно обновление Соглашения об Ассоциации с ЕС, можно предположить, что во время переговоров сторона ЕС будет обсуждать не только предложения и просьбы Украины, но выдвинет и свои встречные предложения. Страны-члены ЕС, которые демонстрируют интерес к сотрудничеству с Украиной, в частности, двигатель Восточного Партнерства — Швеция, отводят экологическим вопросам значительное место в сотрудничестве с регионом.

В этой ситуации Украина — на уровне отрасли и правительства - должна быть готова к скорым предложениям. Хорошая новость в том, что ЕС, вероятно, не ограничится предложениями в регуляторной сфере и сможет предложить ресурсы для инвестиций в обновление инфраструктуры — непосредственно из бюджета либо за счет кредитов от специализированных институтов. Украине остается только суметь воспользоваться этими предложениями.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2024. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt