Еврорасчет

Энергетическое Сообщество бросило критический взгляд на реформирование рынка газа по-украински

НАК "Нафтогаз Украины" является главным препятствием к реальному рынку газа, злоупотребляет своими ресурсами и своим положением на рынке, из-за чего о конкуренции там пока говорить не приходится. Такой крамольный вывод содержится в позиционном документе о развитии украинского рынка газа "Обеспечение честной конкуренции на украинском рынке газа и развитие необходимой ликвидности на бирже" (Ensuring fair competition in the Ukrainian gas market and developing needed liquidity on the exchange), опубликованном в конце ноября Секретариатом Энергетического Сообщества.

Владимир МИХАЙЛОВ

Монополька

В документе констатируется, что в настоящее время Украина импортирует 30% потребляемого газа, а 70% добывает сама. Из этого объема 73% приходится на "Укргаздобычу"иЧерноморнефтегаз". Подземные хранилища газа имеют достаточно большой объем, чтобы влиять на общий коммерческий объем рынка природного газа. Согласно данным НКРЭКУ, в 2019 г. в Украине добыто 419.75 млрд куб м товарного газа, а импорт составил 11.55 млрд куб м. Закачка в ПХГ превысила отбор на 5.16 млрд куб м. В первом полугодии 2020 г. добыто 9.62 млрд куб м товарного газа, импортировано — 4.53 млрд куб м. Закачка в ПХГ превысила отбор на 1 млрд куб м. Общий коммерческий объем природного газа в 2019 г. составил 26.14 млрд куб м, за первое полугодие 2020 г. — 13.15 млрд куб м.

Предполагаемая доля рынка группы компаний "Нафтогаза" на оптовом и розничном рынках природного газа в 2019 г. составила 60%, в первом полугодии 2020 г. — 47%. В документе отмечается, что такая высокая доля рынка в совокупности с привилегированным доступом к добыче газа в стране позволяют говорить о том, что ОАО НАК "Нафтогаз Украины" и его дочернее предприятие ОАО "Укргаздобыча" в 2019-2020 гг. занимали монопольное (доминирующее) положение на оптовом и розничном рынках природного газа.

На момент отмены ПСО в августе 2020 г. в распоряжении "Нафтогаза" оказались 6.21 млрд куб м газа, добытые "Укргаздобычей"иЧерноморнефтегазом" и закачанные "Нафтогазом" в ПХГ для обеспечения потребностей населения и религиозных организаций. Даже после отмены ПСО "Укргаздобыча"иЧерноморнефтегаз" продолжают поставлять газ исключительно "Нафтогазу", а все предложения других поставщиков заключить контракт остались без ответа. Исходя из этого авторы документа делают вывод, что этот огромный ресурс газа позволяет "Нафтогазу" злоупотреблять монопольным положением, проводя политику вытеснения конкурентов за счет ограничения прибыльности их деятельности из-за уменьшения маржи.

НАК "Нафтогаз Украины" имеет де-факто эксклюзивный доступ к государственным газовым ресурсам и одновременно является поставщиком природного газа, в том числе для конечных потребителей. Как нам стало известно от участников рынка, НАК "Нафтогаз Украина" покупает и продает государственный природный газ по значительно более низким ценам, чем те, что существуют на конкурентном рынке природного газа Украины, что может представлять собой нарушение закона о конкуренции в форме так называемого уменьшения маржи", — говорится в документе.

Более того, отмечается, что НАК "Нафтогаз Украины" через свою дочернюю компанию ООО "Газоснабжающая компания "Нафтогаз Трейдинг" продает газ потребителям по прямым договорам по ценам намного ниже тех, которые она предлагает потребителям и трейдерам на бирже, что не стимулирует биржевую торговлю.

Кроме того, оказывается, что то, как в стране реализован поставщик последней надежды, также вредит рынку. ООО ГК "Нафтогаз Украины", подразделение НАК "Нафтогаз Украины", было определено как поставщик последней надежды в результате победы на конкурсе. "Ценовое предложение победителя составило 2711.86 грн за тыс куб м с НДС и собственной рентабельностью 0%. Другими словами, поставщик последней надежды согласился выполнять свои функции без получения какой-либо торговой наценки. Определенно, такое невыгодное ценовое предложение было бы невозможно без возможности монопольного доступа государства к дешевому ресурсу добычи газа", — отмечено в документе.

Стоит добавить, что смысл введения поставщика последней надежды в том, чтобы стимулировать попадающих к нему должников быстрее расплачиваться с долгами и переходить к другим поставщикам, то есть его цены должны быть выше, чем у прочих поставщиков. Демпингующий поставщик последней надежды, по мнению авторов документа, – это нонсенс.

Что предлагается

Секретариат Энергосообщества предлагает "выпустить"газНафтогаза" на рынок, т.е. сделать его доступным для всех участников рынка, которые смогут закупать его на бирже. Особо отметим, что подобные идеи посещали и украинских экспертов (см. "ЭнергоБизнес" №47 "Безопасность и надежность ГТС — наши приоритеты" https://e-b.com.ua/get/?t=energo&id=92408, №48 "Поставщик подкрался незаметно" https://e-b.com.ua/get/?t=energo&id=92487 ).

В общем и целом, эксперты Энергосообщества полагают, что доступ к газу "Укргаздобычи"иЧерноморнефтегаза" должны получить все трейдеры. "Укргаздобыча" может поставлять на рынок до 6.21 млрд куб м газа в год. Кроме того, этот газ должен продаваться на прозрачных сегментах рынка с равным для всех доступом, которыми управляет Украинская энергетическая биржа (UEEX). Тогда этот газ обеспечит критическую ликвидность на рынке газа, которая необходима для создания стабильного газового индекса Украины. Он также повлияет на цену газа в стране таким образом, что она может упасть ниже цен на европейских хабах TTF или NCG, к которым Украина сейчас привязана. "Укргаздобыча" сможет стать "мощным маркетмейкером", который сформирует стабильные ценовые сигналы на украинском рынке, поможет поддержанию реальных цен на газ, и в итоге увеличит ликвидность рынка, помогая его интеграции с европейскими рынками и созданию украинского газового хаба.

В документе также указано на необходимость большей прозрачности в сегменте централизованного теплоснабжения, в отношении которого спецобязанности еще не отменены. Внедрению рыночных механизмов в этом секторе могут помочь аукционы, а также "сегментация" теплоснабжающих компаний с задолженностью с учетом ее причин. Забавно, но авторы документа делают вывод, что задолженность, которая сформировалась в результате штрафов и пеней, должна быть списана "Нафтогазом". Задолженность из-за долгов населения должна быть выделена в отдельную категорию. При этом государство должно проводить четкое различие между действительно неплатежеспособным населением, которое оно должно защищать с помощью субсидий или ПСО, и платежеспособным, к которому следует применять "суровые санкции при нарушении платежной дисциплины".

Таким образом, действия "Нафтогаза" привели к тому, что на рынке нет реальной конкуренции, а теплоснабжающие предприятия накопили значительные долги из-за пеней и штрафов. Секретариат Энергосообщества решение видит в том, чтобы просто лишить "Нафтогаз" необоснованных преимуществ, которые противоречат смыслу рынка, и прибылей в виде штрафов и пеней, которые, как можно понять, он также считает необоснованными. Теперь отечественным реформаторам осталось решить, что делать с замечаниями европейских партнеров. Промолчать и сделать вид, что их не было, устроить скандал или все-таки откорректировать политику построения рынка - вопрос открытый.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2024. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt