Газпромизация над Вислой

Варшава решила собрать энергокомпании в единый кулак и повесить на них соцнагрузку

Власти Польши проводят политику концентрации собственности в государственном управлении выкупая за публичные средства из частных рук акции компаний в ключевых, с их точки зрения, отраслях и объединяя госкомпании в суперконцерны. Энергетический сектор среди предметов внимания властей. Нынешние тенденции в управлении государственными энергокомпаниями в Польше свидетельствуют о том, что собранные "в единый кулак", они должны будут нести дополнительную "соцнагрузку", оплачивая из своих средств реализацию дополнительных политических задач.

Катерина ПРИЩЕПА, Варшава

Пока украинские реформаторы пытаются внедрить либерализацию энергетического сектора, похоже на то, что наши соседи за Бугом развернулись в другую сторону. О планах усилить контроль государства в ряде отраслей экономики представители нынешней партии власти Право и Справедливость (ПиС) заявили сразу же после выигранных парламентских выборов 2015 г. Эти планы назвали политикой "реполонизации" экономики. Суть политики состояла в том, чтобы снизить долю иностранных владельцев в ключевых компаниях и отраслях. Снижали долю иностранного капитала, выкупая доли иностранных инвесторов за публичные средства. Таким образом, политика "реполонизации" по факту означала концентрацию стратегических активов в управлении государства.

Начали ее с банковской сферы, выкупив в 2017 г. у итальянской Unicredit ее пакет акций банка Pekao SA. По данным польской прессы в результате транзакции, уже в 2017 г. доля госактивов в банковском секторе Польши превысила 50%. В 2019 г. представители правительства заявляли о желании перекупить у иностранных инвесторов долю в одном из крупнейших польских банков mBank. (Корни этих банков, нужно отметить, ведут в эпоху социализма, иностранный капитал в банки пришел в процессе реформирования польской экономики).

На сегодня банковский сектор в Польше функционирует, в целом, по законам рынка, однако практика в других секторах экономики, где влияние правительства имеет более длинную историю, показывает, что гарантий против политического вмешательства в работу сектора нет.

Кроме критикуемой прессой и оппозицией при всех правительствах политики раздачи управленческих постов в государственных компаниях политически близким лицам, госсобственность в крупных предприятиях имеет и другие результаты. При правительствах ПиС стала прямым инструментом политической борьбы, когда компаниям в госуправлении запретили размещать рекламу в СМИ слишком критикующих правительство (под удар первым делом попал холдинг Agora издающий оппозиционную ныне Gazeta Wyborcza).

Тем временем, уже несколько лет правительство в Польше воплощает в жизнь планы по созданию национального энергогиганта, который объединил бы в один холдинг большинство государсвенных активов в разных секторах энергоотрасли — от энергогенерации, до транспортировки и переработки энергоресурсов и розничной торговли.

Большие планы

Нынешний глава правления Orlenа Даниель Обайтек стремительно взлетел по карьерной лестнице после прихода ПиС к власти в 2015 г. До этого он был главой гмины (украинский аналог — объединенная громада) в одном из восточных воеводств Польши. А после смены власти сразу занял пост руководителя государственного Агентства реструктуризации и развития сельского хозяйства, после чего перемещался на руководящие посты в госпредприятиях. В 2017-2018 гг. Д. Обайтек руководил энергогенерирующей и энергораспределительной компанией Energa (80% ее акций принадлежит Orlenа), откуда переместился уже в кресло главы правления и гендиректорта Orlenа. Формально, государству принадлежит около 26% акций Orlenа, однако система управления компанией предполагает участие госструктур в назначении ее руководителей. Среди владельцев акций Orlenа есть и другие компании с долями государственной собственности. К тому же правительство не упускает возможности увеличить свою долю в капитале Orlenа. В начале 2020 г. принадлежащая на 100% государству компмания Pern (оператор транспортировки и хранения нефти) объявила о покупке примерно 6% акций Orlenа.

По слухам, Д. Обайтеку симпатизирует лидер ПиС Ярослав Качинський, однако он не единственный его покровитель в правящей коалиции. Вполне вероятно, что "тылы" Д. Обайтека поддерживает и могущественный министр юстиции и генпрокурор в одном лице Збигнев Зёбро. Некоторые журналисты даже считают, что позиция гендиректора Orlenа в польской системе власти сейчас более весомая, чем позиция премьера.

Серьезность позиций Д. Обайтека в нынешней системе власти в Польше была продемонстрирована осенью этого года, когда в отставку со своего поста подал глава правления энергетической компании PGNiG Ежи Квечинский. Квечинский — опытный управленец с долгой карьерой на госслужбе, в институциях Евросоюза и международных организациях, который к тому же занимал министерские посты и в правительстве ПиС в 2018-2019 гг. Во главе PGNiG он проработал всего несколько месяцев — с января по октябрь 2020 г. — и уход с должности объяснил личными причинами. По мнению польских журналистов, к такому решению его подтолкнул конфликт именно с Д. Обайтком. Д. Обайтек, судя по всему, метит на "пост" главного управленца польских государственных активов в энергетической сфере. Достижению этой цели должно служить объединение ряда польских публичных энергетических компаний в один холдинг. Именно нежелание Квечинского поддаться такому развитию событий стало причиной кулуарного конфликта и последующего ухода Квечинского с должности.

Первые шаги на пути создания государственного энергогиганта в Польше уже сделаны. Летом этого года Европейская Комиссия одобрила переход под контроль Orlenа польской группы Lotos. Вертикально интегрированный Lotos занимается переработкой нефти и дистрибуцией нефтепродуктов. В рамках противомонопольных мер при слиянии Lotosа с Orlenом Европейская Комиссия обязала компанию продать 80% сети автозаправок принадлежащих компании и допустить внешних акционеров к миноритарным пакетам нефтеперерабатывающих предприятий Lotosа.

Уже в начале декабря в интервью для прессы Д. Обайтек объявил, что его фирма может получить контроль над PGNiG уже через год. Уже в начале 2021 г. представители Orlenа планируют передать на рассмотрение антимонопольного подразделения Европейской Комиссии документы о планах слияния двух компаний.

Официально в планах нынешнего руководителя Orlenа — развитие новых направлений в деятельности компании, в частности производство водорода, и объединение ресурсов сразу нескольких государственных энергокомпаний должно помочь лучше распорядиться ними для развития новых энерготехнологий. В целом, сразу несколько топ менеджеров в польской энергетике сейчас заявляют о намерениях следовать общеевропейским трендам в отрасли — снизить зависимость от угля в энергетическом балансе страны, увеличить долю электроэнергии из возобновляемых источников и т.п. Еще несколько лет назад такого поворота событий ожидать не приходилось, поскольку в своей риторике ПиС традиционно выступал защитником прав шахтеров, рассчитывая на электоральный ресурс их профсоюзов. Тем не менее, политика энергетического перехода в EС, похоже склонила даже руководство ПиС к мысли о том, что тесная связь с шахтерами обойдется слишком дорого для бюджета и позиций правительства как следствие. (Помимо всего прочего, у польських властей за последние годы накопилось так много точек трения в отношениях с партнерами по ЕС, что конфликт из-за чрезмерной приверженности к углю мог оказаться просто ненужным дополнительным раздражителем). Поэтому сейчас государственные топ менеджеры от энергетики заявляют о намерениях значительно изменить энергетический баланс Польши. И управленцы, которые могут уверенно обещать политическому руководству страны успехи на этом поприще, могут рассчитывать на поддержку.

Однако, успешные менеджеры получают и дополнительную "соцнагрузку". В случае с концерном Orlen и его руководителем Д. Обайтком это — создание контролированного правительством медиахолдинга. Дело в том, что среди отраслей, которые в польськом правительстве хотели бы реполонизировать — медиа. Дело в том, что среди СМИ, которые известны своим критическим отношением к нынешней польской власти очень много компаний с иностранными инвестициями. Среди инвесторов в польском медиарынке немецкий концерн Axel Springer (владеет, в частности, порталом Onet) и американская группа Discovery (владеет телеконцерном TVN).

Над частичным исполнением этой задачи и трудится на сегодня руководитель Orlen. В ноябре стало известно о покупке Orlen польской сети дистрибьюторов прессы Ruch (сеть существует еще с коммунистических времен). В начале декабря Orlen объявил о покупке издательской группы Polska Press — владельца ряда региональных и локальных печатных изданий, которые в совокупности "покрывают" всю территорию Польши. Владельцем группы на сегодня является немецкий концерн Verlagsgruppe Passau Capital Group. Через несколько дней после объявления о покупке Orlenом издательской группы в одной из ее газет появилась реклама, текст которой благодарил гендиректора Orlenа за "защиту польского языка, польской культуры и возвращение "на Родину" двадцати региональных изданий". Текст был подписан от имени одного из кандидатов от ПиС на недавних местных выборах. Видимо, предприимчивый политик решил таким образом привлечь внимание к себе "старших товарищей" в столице.

Учитывая общеевропейский кризис печатных СМИ и трудностей, связанных с расширением базы онлайн подписчиков, покупка издательской группы может оказаться рискованным предприятием. Тем более, для концерна, в котором она будет непрофильным активом. На сегодня, по данным СМИ, Polska Press остается прибыльной группой, хотя ее доходы и снижаются год от года. Но чего не сделаешь "для партии и правительства". Покупка издательской группы, учитывая еще и предыдущее приобретение в виде дистрибьюторской сети свидетельствует о планах нынешней партии власти в Польше умножить количество каналов общения с электоратом. На сегодня кроме государственного телевидения и радио, позицию правительства до граждан доносят и ряд симпатизирующих им частных СМИ. Среди ярких примеров можно назвать общенациональную сеть католического радио Мария и связанную с ним телесеть Trwam. Однако, в некоторых случаях такая поддержка обходится недешево. С момента прихода к власти, правительства ПиС уже неоднократно было вынуждено выделять миллионные дотации для основателя радио Мария Тадеуша Рыдзыка. Недавно Рыдзык опять воззвал к правительству с просьбой о дотациях для католических медиа, чтобы "не пришлось проснуться в левацком мире". При этом Рыдзык является самостоятельным игроком на польской политической сцене. При таком положении дел, расширение списка СМИ под руководством близких правительству людей, выглядит планом по снижению зависимости от требовательных партнеров.

Критики партии власти в Польше последние действия Orlen на медиарынке сравнивают с опытом Венгрии, где Виктор Орбан успешно провел кампанию по получению контроля над большинством СМИ, сначала раздавая политическим партнерам стратегические бизнесы, а потом покупая их руками СМИ у прежних владельцев. Глядя на польские события "восточноевропейским" взглядом, нельзя не вспомнить такие прецеденты как создание концерна Газпроммедиа. Можно только гадать, с кем у польской партии власти больше общего с — венграми или россиянами.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2024. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt