Поля газовой дружбы

Крупнейшая польская нефтегазовая компания нацелилась на украинский рынок

В первой половине января стало известно о том, что польское Агентство по охране потребителя и конкуренции (UOKiK) приняло к рассмотрению заявку от компании PGNiG о создании совместного предприятия с украинской Energy Resources of Ukraine (ERU). Новое СП будет заниматься добычей газа в Украине, расширив географию газодобычи PGNiG.

Катерина ПРИЩЕПА, Варшава

Ждать недолго

Сотрудничество с ERU в свое время стало для PGNiG пропуском на украинский рынок. PGNiG экспортировала газ в Украину с 2016 г. и поставила в общей сложности 3 млрд куб м (в том числе регазифицированный сжиженный газ, полученный через терминал в Свиноустье). Сейчас действует очередной контракт на поставки PGNiG газа для нужд украинской ГТС сроком до конца мая 2021 г.

Так что совместная разработка месторождения в рамках СП стала новым этапом сотрудничества. Соглашение о совместной разработке месторождения во Львовской области PGNiG и ERU подписали еще в декабре 2019 г. Как объясняют в руководстве PGNiG, участок по украинской стороне границы, на котором планируют совместную с ERU добычу газа, принадлежит к тем же газовым полям, что и принадлежащий PGNiG участок недалеко от Перемышля в Польше, на котором газ добывали еще в 70-е годы прошлого века. Ранее считалось, что это месторождение газа уже исчерпано, но по новым оценкам в PGNiG современные технологии разведки и газодобычи позволяют рассчитывать на добычу с Перемышльского месторождения около 20 млрд куб м газа.

Заявляя о планах совместной добычи газа в 2020 г., представители ERU и PGNiG планировали начать работы уже в первой половине 2021 г., с чем, вероятно, проблем не будет. Агентство по защите прав потребителей и конкуренции (UOKiK) должно выдать разрешение на концентрацию в течение месяца после получения заявки.

Согласно польскому закону о конкуренции и защите прав потребителей, контролю подлежат планы по созданию совместных предприятий, работа которых может повлиять на польский рынок. Разрешение на концентрацию необходимо в случае, если общий годовой оборот партнеров в мире равен либо превышает EUR1 млрд евро, либо если оборот на территории Польши равен или превышает EUR 50 млн.

В особо сложных случаях процедуру рассмотрения заявки можно продолжить еще на четыре месяца решением руководителя ведомства. В случае сотрудничества PGNiG и ERU с выдачей разрешения проблем, вероятнее всего, не будет.

Большая стратегия

Работа на украинских газовых полях для PGNiG — способ диверсификации источников газа, который получает дополнительное значение ввиду скорого окончания контракта по закупке газа у российского "Газпрома".

В ноябре 2019 г. руководство PGNiG приняло решение не пролонгировать действие так называемого ямальского контракта. По условиям контракта, о желании его пролонгации либо окончания стороны должны предупредить контрагента за три года до истечения срока действующего соглашения. Таким образом действие контракта закончится в декабре 2022 г.

Ямальский контракт имеет корни еще в 90-х гг. и предполагал строительство газопровода по территории Польши и закупку российского газа у "Газпрома". Контракт на строительство газопровода был одним из первых поводов серьезных разногласий в отношениях между Украиной и Польшей. И был одним из факторов некоторого охлаждения в отношениях между странами в первой половине 90-х гг. Продажа "Газпромом" газа была организована по принципу take or pay — бери или плати. Контракт пролонгировали несколько раз, но споры о цене газа и появление на рынке альтернативных поставщиков сырья дали повод руководству PGNiG отказаться от него.

Одним из поводов пересмотреть отношения с "Газпромом" для PGNiG стала тяжба в международном арбитраже по поводу цены на газ с 2014 г. Летом прошлого года "Газпром" был вынужден вернуть польскому контрагенту $1.5 млрд за газ, который PGNiG оплатил после 1 ноября 2014 г. (когда PGNiG обратился в арбитраж с иском о пересмотре цены на газ). Решение арбитража было вынесено в марте 2020 г. "Газпром" перечислил деньги по решению арбитража летом того же года, но заявил о намерении решение обжаловать.

Стоит отметить, что PGNiG интересуется не только Украиной. На прошлой неделе стало известно, что норвежское Министерство нефти и энергетики предложило дочерним предприятиям PGNiG и компании Lotos (которая, в свою очередь, вскоре перейдет под контроль польского гиганта Orlen) участие в концессиях по добыче углеводородов на нескольких новых участках, так что объемы польской газодобычи в Норвегии будут нарастать.

На октябрь 2022 г. (за несколько месяцев до окончания срока действия ямальского контракта с "Газпромом") планируется завершение строительства морского газопровода Baltic Pipe мощностью 10 млрд куб м газа в год, по которому норвежский газ будет транспортироваться в Данию и Польшу (и далее — в соседние страны). PGNiG уже ведет добычу газа в Норвегии. В планах — добыча около 3 млрд куб м газа в год, так что часть газа, транспортируемого по нему, будет принадлежать уже польской компании.

Страховка от политики

Тем временем на украинском направлении работа нового СП может быть подвержена политическим рискам. Учитывая хроническую подверженность украинской газодобычи и газового рынка в целом политическим пертурбациям, в PGNiG уже "на входе" заявили о намерении перестраховаться. С этой целью в компании планировали привлечь в СП финансирование из средств государственных инвестиционных программ США и Польши.

В PGNiG рассчитывают, что новое СП сможет получить финансирование от Корпорации финансирования международного развития США (DFC) — госструктуры, которая призвана финансировать инфраструктурные проекты в развивающихся странах. Помимо источника средств, участие DFC в работе СП, по замыслу его создателей, позволит подстраховаться от политических рисков (вероятно, за счет привлечения к потенциальным спорным переговорам представителей властей США). Дополнительной страховкой, по замыслу руководства PGNiG, может стать финансирование от корпорации страхования экспортных кредитов (KUKE) — польская государственная акционерная компания поддержки экспорта.

Однако политические риски для совместной компании имеют корни по обе стороны польско-украинской границы. Около 72% акций PGNiG находятся в собственности государства, в связи с чем работа компании подвержена определенным политическим рискам (что подтвердилось в ноябре прошлого года, когда президент компании Ежи Квецинский ушел с поста "по личным мотивам", не проработав на посту и года). Однако уход прежнего руководителя не изменил планов PGNiG по дальнейшему внедрению на украинский газовый рынок. Это направление в Польше будут поддерживать все политические силы. Споры могут быть, скорее, по поводу того, кто может возглавить процесс.

В целом у PGNiG планы по работе в Украине на долгие годы. Ранее руководители компании очертили главные направления, которые их интересуют в Украине: экспорт газа в Украину, хранение газа в украинских хранилищах и его разведка и газодобыча. А будущее нового СП пока видится в радужных тонах, что вселяет оптимизм у польских комментаторов. Кроме собственно расширения географии работы PGNiG, их СП с ERU будет для польских фирм учебным кейсом по выходу на рискованный украинский рынок. Если СП будет успешным, возможно, появятся и новые заинтересованные инвесторы.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2024. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt