Тяжесть бытия

Минэнерго оказалось на растяжке между Президентом Зеленским и видными предпринимателями Коломойским и Ахметовым

Второй раз депутаты Верховной Рады не поддержали назначение бывшего исполнительного директора НАК "Нафтогаз Украины" Юрия Витренко на пост первого вице-премьера и министра энергетики. За назначение Ю. Витренко проголосовали только 204 народных депутата из необходимых 226.

Александр КУРИЛЕНКО

Кандидатура Ю. Витренко была подана в Раду премьер-министром Денисом Шмыгалем утром 28 января 2021 г. После этого парламентский комитет по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг 14-ю голосами из 18-ти рекомендовал назначить Ю. Витренко первым вице-премьером и министром энергетики.

В свою очередь, Ю.Витренко с трибуны Верховной Рады обещал предпринять шаги по росту внутренней добычи газа, увеличить размер субсидий для населения (при необходимости) на уже следующий отопительный сезон, отсоединить украинскую энергосистему от Беларуси и РФ.

Однако собрать необходимые голоса не удалось. За кандидатуру г-на Витренко проголосовали 204 депутата: "Слуга народа" (177), группа "Довира" (18) и 9 внефракционных депутатов. "Против" проголосовали 45 депутатов: двое из "Слуги народа", 21 — из "Оппозиционной платформы — За жизнь", 17 — из "Батькивщины", 3 — из "За будущее" и 2 внефракционных депутата. Еще 62 парламентария воздержались.

Не помогло Юрию Юрьевичу даже то, что президент Владимир Зеленский самолично прибыл на заседание фракции "Слуга народа" и сердечно просил поддержать на пост министра энергетики и первого вице-премьера Ю. Витренко без приставки "и.о.".

Стоит напомнить, что предыдущая попытка назначить Ю. Витренко состоялась накануне Рождества, а именно, еще 17 декабря прошлого года, но и в тот раз в Верховной Раде кандидатура Ю. Витренко достаточного количества голосов не набрала. Результат был еще хуже. Тогда за него отдали свои голоса — 186 народных депутатов из 226 необходимых. В частности, 153 голоса отдала провладная фракция "Слуга народа", 3 — "За будущее", 12 — группа "Довира" и еще трое внефракционных депутатов.

Между первым и вторым голосованием в СМИ активно обсуждали причины такого назначения, и доминирующим было мнение, что Ю. Витренко в повышенном ранге и статусе будет противовесом председателю правления НАК "Нафтогаз" Андрею Коболеву. Знающие люди утверждали, что якобы г-н Витренко является "человеком Коломойского", назначению которого противостоит его вечный конкурент и партнер по олигархическому цеху — Ринат Ахметов. Однако второе голосование показало, что не все так просто в политических раскладах под парламентским куполом.

Полураспад

Разницей между первым и вторым голосованием за Ю. Витренко было то, что депутаты из сферы влияния Игоря Коломойского теперь против назначения Ю. Витренко, тогда как в первый раз они были "за", а народные избранники, которых считают близкими к Ринату Ахметову, наоборот, теперь "за", тогда как первый раз именно они были "против". Сам же г-н Витренко в глазах журналистов-расследователей моментально превратился из "человека Коломойского"вчеловека Ахметова".

Впрочем, рокировка произошла не только в рядах "Слуги народа", но и в близкой к Игорю Коломойскому группе "За майбутнє". Они тоже передумали. Причем полным составом. Это, кстати, удивило, поскольку часть депутатов группы причисляют к сфере влияния министра внутренних дел Арсена Авакова. И хоть говорить о начале системного противостояния между Аваковым и Зеленским пока рано, но повод задуматься есть.

Кроме людей олигархов, во фракции "Слуга народа" среди депутатов, которые "передумали в разные стороны", нужно отметить две небольшие группы, выступавшие "против" в обоих голосованиях. Они не такие заметные и стараются быть в тени, но, возможно, именно они обладатели пресловутой "золотой акции", которой и не хватили Ю. Витренко.

Первая группа, ориентирующаяся на Андрея Богдана и Андрея Ваврыша, голосовала "против" ("воздерживалась" либо отсутствовала) в первом и втором голосованиях. Сложно сказать, была ли это обида за дело ГБР против совладельца девелоперской компании Saga Development Андрея Ваврыша, друга бывшего руководителя Офиса президента Андрея Богдана, или просто работа парламентских фрилансеров в составе "Слуги народа", либо и то и другое. Но не проголосовали "принципиально".

Вторая группа — люди спикера Дмитрия Разумкова, который и сам "воздержался" при голосовании. Как говорят, черная кошка пробежала между Владимиром Зеленским и Дмитрием Разумковым уже давно. Последний начал постепенно строить свою политическую карьеру, которая уже не связана с политическим будущим действующего президента. Среди прочего, это означает, что за голосование небольшой группы Разумкова в "Слуге народа" нужно договариваться с самим Разумковым. А он против Ю. Витренко в правительстве, именно так нужно понимать его "воздержанность".

Как бы там ни было, но оба олигарха и бывшие политические союзники показали Владимиру Зеленскому, что разговоры в стиле "вийди отсюди, розбійник!" со своей фракцией у него не выйдут. Чай, не секретари горсовета Борисполя собрались в парламенте. Депутаты слышат хорошо, но поди разбери чей там голос громче: Зеленского, Коломойского, Ахметова, Авакова, Богдана или Разумкова? И если так пойдет дальше, еще не ясно, кто вскоре может оказаться "розбійником".

Крысиные норы

Давно уже не секрет, что для компенсации внутренней фронды Офис президента использует голоса фракций и групп, которые не входят в большинство.

Систематически помогают Офису президента группа "Довира" (20 депутатов), которую связывают с агроолигархом Андреем Веревским, и некоторые внефракционные депутаты (всего внефракционных депутатов 17). Это позволяет компенсировать от 20 до 30 голосов, которые "пропадают" в президентской фракции.

Но это еще не все. Иногда Офису помогает вторая по численности и оппозиционная по форме фракция ОПЗЖ, как это было в вопросе назначения министром образования Сергея Шкарлета, министром здравоохранения Максима Степанова или в "антиколомойском" законе. Но вот помогать назначить Ю. Витренко ОПЗЖ не стала.

Возможно, оно и к лучшему. Уж кем точно не назовешь все группы влияния в ОПЗЖ, так это парламентскими волонтерами. Одни только энергетические и агрохимические интересы Дмитрия Фирташа, Григория Суркиса и Виктора Медведчука могут многого стоить для вице-премьера по энергетике.

Против Юрия Витренко выступили и другие оппозиционные фракции: "Европейская солидарность", "Голос"иБатькивщина". И если в первых двух умеют услышать моноголос Петра Порошенко и Виктора Пинчука соответственно, а они и при первом голосовании были против назначения Юрия Витренко, то "Батькивщина" создана Юлией Тимошенко как солянка разных групп влияния. Там возможно разноголосье, где голос Рината Ахметова слышен не хуже, чем в "Слуге народа". Кстати, голос Офиса президента в "Батькивщине" тоже умеют услышать, несмотря на формальный нонконформизм Юлии Тимошенко. Например, депутаты "Батькивщины" помогли назначить Олега Уруского на пост вице-премьер-министра — министра по вопросам стратегических отраслей промышленности. Все обвинения в подыгрывании власти в "Батькивщине" лихо парируют — дескать, это настоящая внутрифракционная демократия.

Во втором голосовании в вопросе Ю. Витренко фракция "Батькивщина" не поддалась разгулу внутрифракционной демократии и выступила "против". По-видимому, хоть позиция близких к Ринату Ахметову депутатов поменялась на 180% ко второму голосованию, однако не у всех. Не помог г-ну Витренко даже акцент на необходимости "срочного" отсоединения Украины от объединенной энергосистемы с Россией и Белоруссией, что явно с радостью услышали близкие к Ринату Ахметову депутаты в парламенте.

Однако, если положить руку на сердце, на то она и оппозиция, чтобы создавать для власти всевозможные подлянки по мере возможности. Ну какой спрос с ОПЗЖ, "Голоса", "ЕС"иБатькивщины", когда в парламенте монобольшинство "Слуги народа"? И тут возникает уйма вопросов не только к президентской фракции, но к Владимиру Зеленскому в частности и Офису президента вообще.

Сторонники Владимира Зеленского в "Слуге народа" поначалу скрывали отсутствие монобольшинства — звучит странно, но как есть. Но у этой стратегии две проблемы. Во-первых, большинства действительно нет. Во-вторых, все это видят.

Поэтому сейчас сам Владимир Зеленский и его окружение пытаются "увещевать" противников и оппонентов, как это когда-то делал Виктор Ющенко, только пока без круглого стола и универсала национального единства.

Провластные спикеры могут быть более свободными в подборе слов, чем президент, поэтому у них другая логика аргументов. Приблизительно это выглядит так: бывшие продавцы ламината, фотографы и любовницы, люди, конечно, хорошие сами по себе, но зашли в парламент исключительно благодаря рейтингу В. Зеленского лета 2019 г., когда население Украины массово поддержало бы даже персонажей комиксов, чтобы они только шли под брендом "от Зеленского". Рано вы “поймали звезду”, — говорят сторонники В. Зеленского отщепенцам, — надо бы прислушаться к президенту, а то второй раз такого счастья не будет, а если сильно захотят в Офисе, то этот второй раз, в виде досрочных парламентских выборов, быстро вам организуют.

Что можно возразить на такие аргументы?

Во-первых, после провала "слуг" на местных выборах никто уже не поверит в желание В. Зеленского провести досрочные парламентские выборы. Рейтинг упал и будет понемногу падать дальше. Хоть пропрезидентские спикеры бодры и даже уверяют в том, что В. Зеленского переизберут на второй срок, но делают это, по-видимому, лишь для того, чтобы окончательно не превратить шефа в хромую утку.

Во-вторых, хотя формально пропрезидентские спикеры правы, но только никто не поверит, что В. Зеленский не участвовал в создании фракции "Слуга народа": формирование списка, подбор мажоритарщиков и т.д. Именно он знает лучше всех закулисье "Слуги народа". И не стоит снимать с В. Зеленского ответственность за то, что он не додумался создать много мелких групп, а позволил двум олигархам и вчерашним своим друзьям сколотить большие неформальные и формальные группы в парламенте, с которыми теперь не может справиться, а вынужден лавировать между ними.

К тому же крупный бизнес может создавать свои группы влияния и после выборов, "убеждая" нужное количество депутатов-фрилансеров. Словом, если не вышло у В. Зеленского настроить "социальный лифт" до выборов 2019 г., когда рейтинг был на пике, то весьма сомнительно, что выйдет сейчас, когда показатели популярности в нисходящем тренде. А вот то, что такие видные предприниматели, пользующиеся заметным политическим влиянием, как Ринат Ахметов и Игорь Коломойский смогут так или иначе регенерировать количество "штыков" в парламенте при слабеющем В. Зеленском — в этом сомневаться не приходится.

Танцы с волками

Есть банальная истина: нет худа без добра. Если В. Зеленский и Офис президента прекрасно знают группы влияния в "Слуге народа", то и методы работы у них должны быть отработаны с этими группами и депутатами. Да, с людьми Коломойского, Авакова и Ахметова работать сложно, но более мелкие группы можно привести в договороспособное состояние.

И тут вопрос не в персональной власти Зеленского, хотя и в ней тоже. Вопрос в том, что если выбор вице-премьера по энергетике будет зависеть от мечтаний крупного бизнеса, то их придется удовлетворять. Понятно, что это будет за вице-премьер. Дело не в фамилии. Учитывая необходимость поднимать тарифы на все виды энергии, апеллировать к их справедливости можно только в условиях, когда они будут справедливые (рыночные) для всех, в том числе для крупного бизнеса. Как это сделать, если нужно договариваться, то с Игорем Коломойским, то с Ринатом Ахметовым, то с Виктором Медведчуком, вопрос, мягко говоря, непростой.

К этому нужно добавить стратегическое зависание Украины между Евросоюзом, США и Россией, что делает нашу ситуацию не очень похожей на Бельгию, позволяющую себе иметь месяцы правительственных и парламентских кризисов. Хочешь не хочешь, а лавировать придется.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2024. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt