Вопрос на миллиард

Как ТКЭ переживет реформы, и кто будет греть украинцев следующей зимой

В контексте энергетической политики для жизнедеятельности предприятий теплокоммунальной энергетики первую скрипку играет цена на природный газ. 18 января правительство в пожарном порядке отреагировало на тарифные протесты граждан снижением цен на природный газ в среднем на 30% от январских — до 6.99 грн за куб м. НКРЭКУ ограничила тариф на распределение газа для облгазов на уровне 1.79 грн за куб м. Такое ограничение временное, как подчеркивает премьер Денис Шмыгаль, и действует с 1 февраля до окончания отопительного сезона, предположительно, до 31 марта 2021 г.

Алла ЕРЕМЕНКО

Несмотря на подорожание газа для населения в 2020 г. на 56.3%, Минэкономики ожидает, что при оптимистическом сценарии цены на газ для населения в 2021 г. вырастут на 20%, в 2022 г. — на 10% и будут ежегодно увеличиваться на 5% в последующие два года. Уже в этом году за услуги централизованного отопления и горячую воду предстоит платить на 16-18% больше, чем в прошлом. В 2022 г. рост тарифов составит 6-9%, а в 2023-2024 гг. — от 3 до 5%.

Цены на электроэнергию в 2021 г. вырастут на 38% (оптимистический сценарий) или на 52% (пессимистический сценарий). Это при том, что с 1 января электроэнергия уже подорожала, и для субсидиантов и льготных категорий населения ликвидирован льготный тариф в 90 коп за первые 100 кВт. В 2022 г. киловатт электроэнергии подорожает еще на 15-20%.

Чем же это обернется для населения и экономики, что получится из министерского гибрида, смешавшего социальную и энергетическую политику? И есть ли при этом варианты выживания у потребителей и производителей энерго- и теплокоммунальных услуг, — об этом мнения расходятся в деталях. Но большинство участников рынка таких услуг критично оценивают ситуацию. И говорят, что ожидаемой предприятиями ТКЭ и участниками рынка газа отмены ПСО (спецобязанность покупать газ для ТКЭ по фиксированной цене у "Нафтогаза Украины") с 1 мая не произойдет. Вполне вероятно, что действие ПСО для предприятий ТКЭ будет пролонгировано. Что никак не способствует разрешению их платежных и долговых проблем.

Болевые точки

Тарифно-газовые протесты и последовавшее решение правительства об ограничении цены на газ для населения затмили то, что еще больше возмутит граждан в платежках за январь — тарифы на централизованное теплообеспечение и поставку горячей воды. Хотя каждый отопительный сезон они шокируют с новой силой. Суммарная задолженность предприятий, производящих тепловую энергию (ТКЭ, ТЭЦ), за газ на 19 января 2021 г. составила почти 46 млрд грн и продолжает расти. Среди лидеров по накоплению задолженности — Днепропетровская, Донецкая, Харьковская области и Киев.

1 мая 2021 г. прекращается действие ПСО по поставкам газа предприятиям ТКЭ, что будет означать переход на рыночное ценообразование поставок газа для таких предприятий, большинство из которых де-факто уже являются банкротами. Отметим, что 24 декабря 2020 г. НКРЭКУ установила тариф на централизованное теплообеспечение (ЦТО) на 2021 г. для 23 предприятий ТКЭ, повысив его каждому в отдельности в среднем на 33.5% по отношению к действовавшим в 2020 г. тарифам. Хотя для нескольких ТКЭ тариф был повышен до 50%.

Исследуя структуру тарифа на тепловую энергию этих предприятий ТКЭ, можно определить его основные составляющие. В процентном соотношении тариф на ЦТО составляет:

80.1% — топливо (газ, уголь, мазут, возобновляемые, местные виды энергии);

10.2% — фонд оплаты труда;

6.4% — оплата банковских услуг, договорных отношений и т. п.;

2.2% — единый социальный взнос (ЕСВ);

0.6% — ремонт теплосетей и оборудования;

0.5% — административные расходы.

При этом рост тарифа для каждого конкретного предприятия ТКЭ не пропорционален увеличению затрат на производство 1 Гкал тепла. Другими словами, сокращение числа потребителей услуги ЦТО и горячего водоснабжения при возрастающих расходах на топливную составляющую и растущие расходы на обслуживание инфраструктуры и теплооборудования переносится в тариф для оставшихся потребителей этих услуг. И это уже социальная составляющая тарифной политики государства.

Потому что почти половина населения страны согревает жилье централизованно. Жители крупных городов, где свыше 70% домохозяйств, а в столице так и все 100%, не имеют выбора и доступа к другим источникам отопления, кроме ЦТО.

Есть, конечно, исключения, но не от хорошей жизни и не по доброй воле они остались без ЦТО — местные власти закрыли убыточные теплокоммунальные предприятия из-за отсутствия средств в местных бюджетах на дотации ТКЭ.

Некоторые ОСББ отказываются от услуг ЦТО. Но примеров, когда за собственные средства жильцы многоэтажек устанавливают свои автономные котельные и теплопункты, оплачивают отдельно их обслуживание пока единицы. ТКЭ-монополисты напрочь привязывают к себе потребителей и все дороже обходятся бюджету каждой конкретной семьи. Выливается это в тотальные неплатежи.

Многие ТКЭ, особенно коммунальной формы собственности, мягко говоря, не прочь приписать себе непомерную рентабельность и вместо капремонтов и модернизации теплосетей, направить полученные от потребителей средства на увеличение зарплат и премий.

Регулятор должен отслеживать такую "перераспределяющую оптимизацию" составляющих тарифа, но практика свидетельствует, что НКРЭКУ с этой задачей явно не справляется. Как и Антимонопольный комитет, призванный следить за выполнением требований конкурентного законодательства предприятиями ТКЭ.

Но вернемся к составляющим тарифа на услугу ЦТО.

Бизнес на грани банкротства

"Если кратко охарактеризовать бизнес ТКЭ, то можно выделить пять основных элементов - это газ (уголь, мазут, другие виды топлива); электроэнергия; вода; оборудование и теплосети; граждане. Все эти пять элементов объединяем, и на выходе имеем горячую воду и централизованное отопление. Каждый из этих элементов имеет рыночную стоимость и каждый месяц эта рыночная стоимость меняется. Приблизительно 70-80% затрат предприятий ТКЭ — это затраты на покупку природного газа", — считает Евгений Паленка, экс-руководитель добывающих компаний, независимый энергетический эксперт.

Дело в том, что на формально открытом украинском рынке газа цена на него условно рыночная, если не считать, что этот каламбур противоречит логике и рыночной сути таких определений.

Во-первых, говорит Евгений Паленка, начиная с 1 августа 2020 г. предприятия ТКЭ обязаны закупать природный газ у "Нафтогаза Украины" по так называемой цене ПСО, которая на 20-30% выше рыночной цены газа, и которую объясняют обязательствами правительства Украины, закрепленными в меморандуме с МВФ.

Во-вторых, мы имеем изменения минимальной заработной платы, стоимости оборудования, электроэнергии, изменения тарифа на обслуживание теплосетей. Это, с одной стороны. С другой стороны, три последних года предприятия ТКЭ имели тарифы, установленные Регулятором еще в 2018 г. без возможности изменить их вплоть до начала 2021 г. В результате сложилась ситуация, при которой предприятие ТКЭ должно работать в рыночной экономике и покупать все по рыночным ценам или даже по ценам, превышающим рыночные, но обязано отпускать/продавать свою продукцию и услуги по фиксированным ценам и тарифам, которые не дают возможности не только показать бухгалтерскую прибыль, а и приводят к проблемам с денежными потоками.

"Мы видим три ситуации с ТКЭ. Есть ТКЭ коммунальной формы собственности, которые получают финансирование из местных бюджетов. Есть частные предприятия ТКЭ. В Полтаве, например, предприятие ТКЭ принадлежит облсовету, но обслуживает город, и уже много лет не получает ни копейки финансирования из городского бюджета. То есть бизнес-модель предприятия сейчас построена на том, что оно покупает все на рынке, производит калории тепла, но продает их по фиксированному тарифу 2018 г.

В такой ситуации менеджмент предприятия ежедневно должен принимать решения о том, чтобы сократить расходы на обслуживание сетей, отказываться от закупок оборудования и отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска или сокращать рабочий день и уменьшать заработную плату. Такая модель дальше работать не может, она недееспособна", — говорит Е. Паленка.

Как изменить ситуацию? По словам Е. Паленки, первое, что необходимо сделать, это признать, что ТКЭ работают в рыночных условиях и, соответственно, должны иметь право автоматически ежемесячно менять свои тарифы в соответствии с изменениями цен на газ и, возможно, в соответствии с изменениями минимальной заработной платы. Предприятия ТКЭ — это тоже субъекты рынка, и они имеют право на обоснованные тарифы, которые должны отвечать стоимости элементов затрат и учитывать возможности оплаты своих услуг.

Маленькая глупость

Ко всему прочему, существует огромная проблема — на задолженность за газ, которая формировалась несколько лет, начисляются штрафы и пени, но она же возникла потому, что государство своевременно не рассчитывалось с предприятиями ТКЭ за разницу в тарифах.

"Предприятия ТКЭ не могут сейчас выставлять государству штрафы и пени за несвоевременную оплату этой разницы, а "Нафтогаз Украины", работающий в рыночных условиях (по рыночным ценам. — Ред.), может. Я с этим согласен, правильно, что может", — говорит Е. Паленка. Впрочем, как говорится, есть нюансы.

По его словам, государство в лице Кабмина и Верховной Рады сделало "маленькую глупость", когда выделило "Нафтогазу" 32.2 млрд грн компенсации за цену за газ. "Лучшей моделью было бы отдать эти 32.2 млрд грн предприятиям ТКЭ, как компенсацию разницы в тарифах, эти средства предприятия ТКЭ заплатили бы НАКу, закрыли бы свою задолженность. НАК бы оплатила этими средствами задолженность "Укрнафте", "Укрнафта" вернула бы эти деньги в бюджет. То есть заодно можно было бы решить проблему погашения задолженности предприятий ТКЭ перед НАКом, проблему погашения задолженности НАКа перед "Укрнафтой" и проблему налоговых обязательств "Укрнафты" перед госбюджетом", — подчеркнул он.

Но, проблема в том, что из-за отсутствия лоббистов интересов предприятий ТКЭ в парламенте, эта, фактически бухгалтерская, проводка была осуществлена не через предприятия ТКЭ на "Нафтогаз" — "Укрнафту" и возвращена в бюджет, а была выполнена напрямую через НАК. "Это просто увеличило бухгалтерскую прибыль "Нафтогаза" и, к сожалению, не решила проблему задолженности предприятий ТКЭ перед НАКом, значительную часть которой составляют долги государства перед предприятиями ТКЭ по разнице в тарифах", — говорит Е. Паленка.

Жизнь без ПСО

С 1 мая ожидается окончание действия режима ПСО для предприятий ТКЭ. Поставщики газа, трейдеры очень заинтересованы в поставках газа предприятиям ТКЭ. Это огромный рынок, в котором есть очень много инструментов, и который вот уже 15 лет работает для предприятий.

"Чтобы заработал рынок газа для предприятий ТКЭ, до 1 мая необходимо разрешить проблему задолженности перед НАКом. А предприятиям ТКЭ думать, как очень профессионально отработать контракты на поставку газа. Это могут быть как биржевые закупки, так и контракты с поставщиками, трейдерами или добывающими компаниями, которые могут согласиться и на отсрочку платежей, и на сезонность поставок, могут предложить и обеспечить привлекательные и взаимовыгодные для обеих сторон условия", — говорит Е. Паленка.

Это мнение разделяют многие участники рынка. Но чем ближе объявленная дата, тем больше сомнений по поводу отмены ПСО. Тем более, что поставщики газа не уверены в разрешении долговых проблем предприятий ТКЭ. Да и поставщики газа еще не определились окончательно, как будут работать, в частности на рынке поставок газа бытовым потребителям, после окончания действия прайс-кэпа на цену газа в 6.99 грн за куб м. Правительство запросто может пролонгировать ограничения, как и действие режима ПСО для предприятий ТКЭ.

Проблема теплокоммунальной энергетики настолько недооценена, что найти быстрое и эффективное ее решение выглядит неподъемной задачей. Верховная Рада больше года не могла принять закон №2458, который бы позволил предприятиям перезаключать публичные договоры. Этот процесс практически заблокировал применение предприятиями ТКЭ новых тарифов, установленных Регулятором в конце декабря 2020 г., и предприятия вынуждены тратить остаток своих средств.

Директор КП "Теплопоставки г. Одессы" Анна Познякова говорит, что постановление НКРЭКУ №217 фактически не оставляет предприятиям ТКЭ собственных средств, не говоря уже о средствах на развитие. Не менее болезненным, по ее мнению, является проблема обязательств государства перед поставщиками за разницу в тарифах. Долги до 2017 г. включительно реструктуризировали, но осталась задолженность с 2018 г., которая постоянно увеличивается за счет роста пеней и штрафов, сумма которых в общей сумме долга превышает в результате 70% суммы долга.

"2018 г. был последним годом, когда государство компенсировало разницу в тарифах. На сегодня задолженность перед нашим предприятием составляет 493 млн грн, и она продолжает расти. Львиная доля этих долгов — это долги за газ, штрафы и пени от "Нафтогаза" за невыполнение графика платежей", — говорит А. Познякова.

Проблемы взаимозачета долгов, приведения в соответствие с законодательной базой нормативных актов, устаревшее энергозатратное оборудование создают ситуацию, при которой практически все предприятия ТКЭ в Украине почти банкроты, существующие за счет местных бюджетов. "Если правительством не будет озвучена детальная пошаговая стратегия, не будет улучшена законодательная база, то мы окажемся в глухом углу и будем стоять на грани энергетического кризиса отрасли", — говорит А. Познякова.

Инвестор "Ривнетеплоэнерго" Иван Надеин рассказал, что более чем за 10 лет аренды целостного имущественного комплекса предприятие никаких дотаций из бюджета не получило.

"Как можно из этого создать рынок и затащить сюда инвестора, как модернизировать свои мощности и сокращать затраты, чтобы начать зарабатывать, если не иметь стимулирующий тариф?" — говорит он.

По оценкам Минрегиона, для модернизации всей системы рынок ЖКХ может принять приблизительно 1 трлн грн инвестиций. По словам И. Надеина, постановление правительства об уменьшении предельной цены на газ для бытовых потребителей напрямую бьет по централизованному теплообеспечению. "Не нужно объединять социальную и энергетическую политику, каждая из них должна решать присущие ей проблемы, и тогда будет порядок", — полагает И. Надеин.

Евгений Пивоваров, народный депутат Украины, глава подкомитета по вопросам централизованного водообеспечения, водоотведения, производства тепла и теплопоставок Комитета ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, попытался обнадежить представителей предприятий ТКЭ и экспертов. "Согласно требованиям Евросоюза и МВФ, мы обязаны перейти к модели свободного рынка, и мы это делаем. С 1 мая 2021 г. для поставок газа ТКЭ будет свободный рынок газа. Это важный фактор, который будет влиять на стоимость энергоносителей", — говорит депутат.

По его словам, власти должны дать дорожную карту, как выйти из сложившейся ситуации. "Перед новым годом мы защитили проект закона №2458. Ожидаем подписи президента, чтобы этот закон вступил в силу. Это даст возможность для теплокоммунэнерго одномоментно перейти на новые договоры. И таким образом получить возможность изменить существующую тарифную позицию", — подчеркнул он.

К сожалению, на сегодня большинство тарифов убыточны. На первом месте должна быть не политическая составляющая, заложницей которой стала вся отрасль, а экономика. По словам Е. Пивоварова, проект закона №3508 о реструктуризации долгов уже подан в комитет ВР. В нем идет речь об отсрочке пеней и штрафов на определенное время и пошаговая реструктуризация этих долгов. Решит ли это проблемы отрасли - вопрос открытый. Во всяком случае, Алексей Кучеренко, первый заместитель Комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКХ, экс-глава МинЖКХ, настроен более чем скептически.

"Эксперименты (отказ от ЦТО. — Ред.) Марганца и Никополя закончатся катастрофой!".

Без разрешения долговых проблем, адекватных тарифов, без обеспечения населения газом, добываемым "Укргаздобычей", стоимость которого составляет 3.75 грн за куб м, а не по цене "импортного паритета", без одновременной модернизации ОСББ в коллективного ответственного потребителя и модернизации жилого фонда, без ограничения неоправданного вмешательства местных властей в тарифы на услуги предприятий ТКЭ кризис отрасли неминуем", — убежден А. Кучеренко.

Предыдущая новость

Бюджетная компенсация
Следующая новость

Решения НКРЭКУ
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2024. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt