В тени второго срока

Зачем Юрий Витренко объявил "газават" Андрею Коболеву

Верховная Рада 23 февраля 2021 г. приняла, казалось бы, рутинный законопроект №4531, который, среди прочего, расширял полномочия и.о. министра. Не секрет, что законопроект касался в первую очередь исполняющего обязанности министра энергетики Юрия Витренко, которого Офис президента и правительство дважды пытались провести через Раду в статус первого вице-премьера — министра энергетики. И дважды неудачно: поочередно не голосовали депутаты, близкие к бизнесменам Ринату Ахметову и Игорю Коломойскому.

Александр КУРИЛЕНКО

Отметим, что Рада приняла этот законопроект еще 16 февраля, но позже Владимир Зеленский наложил на него вето, поскольку в нем были некорректно, по мнению Офиса президента, выписаны полномочия и.о. министров. После чего Офис внес свои правки и вернул законопроект в Раду.

И хотя все понимали, что таким образом ОП протягивает Юрия Витренко на должность, но все группы, демонстрировавшие ранее "фронду" против ОП, проголосовали “за”. Насобиралось аж 267 голосов.

Истоки чуда

Чтобы понять желание депутатов участвовать в усовершенствовании госмеханизма вообще и статуса и.о. министра в частности, нужно отмотать историю на один день назад.

Что случилось 22 февраля в Украине? Топ-новость появилась уже утром: НАБУ вручило подозрения Владимиру Яценко — важному топ-менеджеру ПриватБанка времен Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Позже стал известен другой знаковый подозреваемый в этом деле — экс-предправления Александр Дубилет. Сложно было бы представить такой ход против людей, близких к Игорю Коломойскому, без слаженных действий НАБУ и Генпрокуратуры — подозрение Яценко подписала лично Ирина Венедиктова. Такая слаженность в действиях двух структур скорее исключение из правил, чем что-то обыденное для Украины.

После этого каким-то чудом группа, близкая к Игорю Коломойскому, ушла в спящий и даже гособразующий режим. Настоящее чудо, как говорят, должно быть хорошо организованным.

Словом, Владимир Зеленский и ОП в деле продвижения на должность Ю. Витренко сделали многое. Исходя из здравого смысла, это должно снять все вопросы по поводу того, чей же человек Ю. Витренко. Ответ — на поверхности реальных действий.

Война топов

Интересно, что сам Ю. Витренко еще в институционально "подвешенном" состоянии написал письмо, где предложил премьер-министру Денису Шмыгалю уволить главу "Нафтогаза" Андрея Коболева и разорвать контракт со всеми членами наблюдательного совета компании.

Казалось бы, человеку не хватает буквально 20-25 голосов для назначения министром, зачем же обострять еще одно противостояние? Но можно на ситуацию посмотреть иначе: обостряет, так как не хватает голосов!

История конфликта между топ-менеджерами "Нафтогаза" длится еще с 2018 г., когда А. Коболев отстранил Ю. Витренко от процесса корпоративной трансформации компании. В 2020 г. Ю. Витренко был и вовсе уволен с "Нафтогаза" по причине "оптимизации внутренней организационной структуры".

Но теперь атакует уже Ю. Витренко, который считает, что основанием для увольнения А. Коболева должно быть невыполнение показателей по добыче газа в 2020 г. и планы по сокращению добычи.

Кроме того, в письме идет речь о нарушениях, которые Госаудитслужба обнаружила в деятельности "Нафтогаза" в 2018-2019 гг. Последние, если верить аудитору, привели к потерям финансовых и материальных ресурсов на сумму 75.5 млрд грн.

Также в письме упоминается Офис налогоплательщиков, обнаруживший нарушения в "Укртрансгазе", которые привели к занижению уплаченных "Нафтогазу" дивидендов на сумму 35.2 млрд грн. В то же время Ю. Витренко предлагает провести аудит эффективности компании и всех предприятий Группы, учитывая значительное количество нарушений и необходимость всестороннего исследования.

Нужно сказать, что в письме все просто и даже прямо сформулировано. "Минэнерго предлагает безотлагательно рассмотреть вопросы смены руководства АО "НАК "Нафтогаз Украины", прекращения контрактов с членами наблюдательного совета и проведения конкурсов на замещение соответствующих должностей", — пишет Ю. Витренко в своем фактически открытом письме Д. Шмыгалю.

Видимо, А. Коболеву вернулось бумерангом за "оптимизацию внутренней организационной структуры", поэтому справедливо говорить о вероятности банального сведения личных счетов, но дело еще и в том, что не один Ю. Витренко имеет претензии к главе “Нафтогаза”.

Второй фронт

Ю. Витренко хотя и наиболее ярко и явно атакует А. Коболева, но он не единственный атакующий. В Офисе Генерального прокурора есть несколько открытых уголовных дел по "Нафтогазу". В частности, относительно его аудита Государственной аудиторской службой, о котором писал Ю. Витренко.

О делах по компании заявляла даже генпрокурор Ирина Венедиктова во время отчета в парламенте. "Следствие у нас продолжается. Эти дела для нас не являются какими-то неизвестными. Они заслушиваются раз в две недели", — убеждала руководитель Офиса Генпрокурора депутатов.

Тут стоит напомнить, что Госаудитслужба в октябре 2020 г. обнаружила в деятельности "Нафтогаза" в 2018-2019 гг. нарушения, которые привели к потерям на 75.5 млрд грн. А Офис налогоплательщиков выявил нарушения в "Укртрансгазе", которые привели к занижению уплаченных "Нафтогазом" дивидендов на 35.2 млрд грн.

В том же октябре 2020 г. "Нафтогаз" получил официальное уведомление от члена набсовета Амоса Хохштайна о прекращении его полномочий в качестве независимого директора наблюдательного совета компании. Среди причин ухода американец назвал "усиление противодействия процессу реформирования рынка газа и процессу трансформации "Нафтогаза" в независимую эффективную компанию".

Возникает вопрос, а кто же атакует А. Коболева через Офис Генерального прокурора? Вряд ли это исключительно Ю. Витренко! Стоит тут лишь вспомнить Конституцию Украины: Генеральный прокурор назначается и смещается президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Знающие люди утверждают, что этого вполне достаточно для понимания откуда дует ветер.

Американская партия

Нельзя сказать, что глава "Нафтогаза" А. Коболев не защищается. Он уже назвал политическим заказом заявления и.о. министра энергетики Ю. Витренко, а проверяющую "Нафтогаза" ГАС упрекнул в превышении полномочий госаудитора. Правда, не уточнил, чей же это политический заказ может выполнять Ю. Витренко, за которого, напомним, депутатов голосовать призывал лично Владимир Зеленский.

Стратегия защиты через "политизацию" не нова для Украины, где любую атаку норовят назвать политическим заказом. Таким образом пытаются делегитимизировать нападки. Проблема тут только в том, что А. Коболев не политик, поэтому эта тактика вряд ли подходит для топ-менеджера "Нафтогаза", который по крайней мере формально вне политики.

Председатель правления "Нафтогаза" также прокомментировал уголовные дела против менеджмента, открытые Офисом Генерального прокурора. В частности, заявил, что в компании эти дела воспринимают как "очень настойчивое приглашение к публичной дискуссии”.

"Мы готовы это приглашение принять. Нам нечего скрывать. И по государственному аудиту, и по резерву долгов и по всем другим вопросам — мы абсолютно открыты", — говорил А. Коболев.

Возможно, одним из способов проведения "публичной дискуссии" была презентация топ-менеджерами компании 18 февраля новой стратегии развития компании до 2025 г. —"Стратегии 2025". За последние пять лет это уже третья стратегия "Нафтогаза", которая предусматривает увеличение добычи, были еще приснопамятная "Программа 20/20"иТрезубец".

В общем, защита выглядит публичной, но сильно косвенной, непрямой, как будто бы не хочется злить заказчика "политического заказа". Возможно, это и правильно, ведь А. Коболева смещают уже относительно давно.

Непотопляемый

Еще бывший премьер-министр Владимир Гройсман предпринимал попытки сместить А. Коболева, заявляя, что в марте 2019 г. Кабинет Министров объявит конкурс на должность главы правления НАК. По словам бывшего премьера, действующий контракт с главой "Нафтогаза" А. Коболевым продлевать без конкурса не будут.

Сам же А. Коболев утверждал, что имеет право на продление контракта, а решение о назначении нового конкурса на замещение должности главы компании может принимать только наблюдательный совет компании. Следовательно, позиция Кабмина противоречит действующему законодательству. К слову, что-то похожее на позиции с госадуитом.

Тогда А. Коболев устоял, а пришлось уйти Гройсману. Однако с правительством А. Гончарука у главного реформатора "Нафтогаза" тоже возникли проблемы. Тогдашний министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель официально объявил о планах правительства сменить руководство и состав наблюдательных советов во всех 286 стратегических компаниях, в том числе и "Нафтогазе".

Но и А. Оржель ушел, а во главе "Нафтогаза" все еще пребывает А. Коболев.

Однако теперь удары кажутся более сильными, в том числе и по комплементарному к А. Коболеву наблюдательному совету. Если Гройсмана и Оржеля удалось пережить, то с бывшей "правой рукой" Ю. Витренко, да еще и пользующимся поддержкой ОП и знающего очень и очень многое, похоже, все будет куда сложнее. Как говорится, все большие проблемы от "своих", а не от "чужих".

Куда спешит Зеленский

Ситуацию вокруг главы "Нафтогаза" могут объяснять через призму борьбы за власть в Вашингтоне, связей с американским истеблишментом и конфликтов среди украинских олигархов. Не отбрасываю важность всех этих факторов, но в данном случае, по моему мнению, нужно сместить ракурс фокуса на Владимира Зеленского. Во-первых, как кажется, президента Украины впечатлили зимние газовые страсти, связанные с открытием рынка газа. 10 грн за куб м любой рейтинг убьет за полгода-год! Точнее, дадут телевизору и десяткам "говорящих голов" возможность легко уничтожить рейтинг В. Зеленского "по кирпичику". Во-вторых, сильно уж большой "раздрай" в Украине вообще, а в энергетике тем более. Два показательных примера. Первый: компания "Нафтогаз" в 2019 г. подала в Окружной административный суд Киева иск с просьбой признать недействительным предоставление американской компании Ukrainian Energy права на разработку Варвинского месторождения в Черниговской области. Другими словами, стоило появиться инвестору и выиграть конкурс — пожалуйте в суд. Очень злобная получилась "инвестиционная няня".

Второй: государственное предприятие "Энергоатом" пыталось через суд признать недействительным устав предприятия, который был утвержден приказом Министерства энергетики в декабре 2019 г. и, по версии госпредприятия, устанавливает над ним чрезмерный контроль.

Понятно, что за энергетику Украины идет война разных бизнес-групп, в том числе и за контроль над государственными компаниями. Но при этом есть необходимость решить уйму задач: продолжать выстраивать рынки газа и электроэнергии, пытаясь смягчить неизбежные ценовые шоки, синхронизироваться с европейским ENTSO-E, подготовиться к декарбонизации, "зеленым границам" и к еще одному витку минимизации российского газового транзита через территорию Украины после истечения нынешнего транзитного контракта. И это далеко не все вызовы для энергетики Украины.

Поэтому успех Ю. Витренко будет успехом В. Зеленского, а провалы, хотя и будут причислены Ю. Витренко, сильно подорвут шансы В. Зеленского переизбраться на второй срок. В такой ситуации без сильного государства вообще и профильного министерства в частности не обойтись. На эту роль В. Зеленский выбрал Ю. Витренко, а это автоматически головная боль для непотопляемого главы "Нафтогаза", бессменно пребывающего на должности 7 лет кряду.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2024. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt